Владимир Димов, GazetaSNG, 21.02.2005
Об очередной интеграционной затее
В конце прошлой недели появилось известие об очередном союзе с участием Казахстана. На сей раз - «Союзе Центрально-Азиатских государств», в который приглашаются Узбекистан и Киргизия. Исходя из «общих экономических интересов, культурно-исторических корней, языка, религии, экологических проблем и внешней угрозы» предлагается «перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте».
На кого рассчитана очередная инициатива президента Казахстана Нурсултана Назарбаева? Как она увязана с многочисленными предыдущими затеями подобного рода?
Непонятно, как можно одновременно быть членом трех союзов с различной конфигурацией и составом государств-участников - ЕврАзЭС, ЕЭП, а теперь и Союза Центрально-Азиатских государств.
Если призадуматься, создание общего рынка с одной группой государств исключает их участие в других, не входящих в ту или иную уже существующую организацию. Если действительно есть стремление создать экономический союз в составе трёх названных государств, тогда Казахстану нужно выходить из ЕврАзЭС, так как Узбекистан туда не входит и тем более из ЕЭП, куда не входит Киргизия. Это совершенно очевидно, потому что общий рынок и тем более экономический союз подразумевают, что будут открыты границы по отношению друг к другу и закрыты по отношению к другим странам путём создания таможенного союза.
Спрашивается, почему сейчас выдвигается эта инициатива, когда существующая организация центрально-азиатских государств (ОЦАС), куда наряду с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном входит также Таджикистан, а с недавнего времени и Россия.
Казалось бы, наконец, есть возможность осуществить более реалистичную идею, твердым приверженцем которой является президент Узбекистана Ислам Каримов - создание зоны свободной торговли с участием России. Эта идея не противоречит обязательствам стран-участниц, взятых на себя в рамках СНГ, а также их намерениям развиваться на основе общепризнанных в мире норм, постепенно интегрируясь между собой и в мировое сообщество, с последующим вступлением в ВТО. Поэтому в кругах, близких к МИД Узбекистана считают, что «призыв Назарбаева о создании союза центрально-азиатских государств - Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном - это не что иное, как очередной дежурный, декларативный призыв, повторяющийся раз от раза, но ничем не обоснованный и далекий от реальности».
Возможно, эта идея может прийтись по душе Бишкеку, нуждающемуся перед парламентскими и тем более президентскими выборами в броских популистских лозунгах. Однако, если действительно быть последовательным, то и Киргизия, являющаяся членом ВТО, и тем самым взявшая на себя обязательства придерживаться режима свободной торговли, строго говоря, не имеет права входить в объединения типа ЕврАзЭС или предлагаемого Союза Центрально-Азиатских государств.
Тем более что в последние годы серьезные попытки осуществить реформу СНГ с тем, чтобы превратить его в дееспособное интеграционное объединение, предпринимались дважды. В итоге все свелось к очередному совершенствованию, реформированию и оптимизации лишь рабочих органов Содружества и их штатов. Однако конкретных решений и реальных шагов по углублению взаимодействия в рамках СНГ не достигнуто.
Новая казахская затея, если действительно за нее взяться, представляет собой не что иное, как очередную попытку торпедировать механизм СНГ за счет дельнейшей его субрегионализации.
Предложения по созданию организаций вроде ЕврАзЭС, ЕЭП и в перспективе Союза Центрально-Азиатских государств, объявляющие в качестве своей цели амбициозные проекты более тесной интеграции, ведут к дроблению и размыванию цельности СНГ. Иными словами, к потере на пространстве Содружества объективных преимуществ от согласованного на новых рыночных основах использования некогда существовавшего единого комплекса взаимосвязанных производств.
Однако авторы новой затеи, на словах заботясь о сохранении интеграции в рамках Содружества, фактически предпринимают все, чтобы расшатать складывающие его механизмы. Достаточно вспомнить предыдущие инициативы, исходящие от Астаны в ходе саммита глав государств в сентябре 2004 г., о сокращении штаба СНГ почти в 2 раза под видом оптимизации структуры управления и преобразования в Совбез СНГ для отражения новых угроз.
С учетом данных реалий, не лучше ли вместо громких пропагандистских пиар-кампаний, противоречивых и не выполнимых инициатив взяться на деле за укрепление вновь возникающих интеграционных ростков в рамках обновленного ОЦАС и путем действительно углубленного реформирования СНГ содействовать повышению его эффективности. Не к лицу политику, считающему себя «лидером нации», каждые полгода выступать с новыми затеями, изумляя не только свой парламент и народ, но и соседние государства, на которые распространяются эти спонтанные и несогласованные инициативы.