CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CentrAsia.org

О национальной идее и хороших амбициях казахстанского общества

21 февраля 2005

О национальной идее и хороших амбициях казахстанского общества

Бектурган БАХЫТЖАМАЛОВ

Может ли "баурсак" быть национальной идеей? Может - в голодном обществе, для которого пища - основная цель и образ жизни. Можно, конеч-но, и таким образом самоутверждаться в мире, но при этом надо всегда быть готовыми к тому, что найдется какой-нибудь очередной "жириновский", ко-торый будет показывать на нас пальцем и говорить: Казахстан - это страна, где национальные племена употребляют в пищу собственную национальную идею.

Можно безусловно и так определять национальную идею, как это сделал директор института философии, получившего госзаказ на ее разработку: "форма разрешения противоречий". Но как далеко мы зайдем с такой пара-дигмой развития, трудно сказать. Мордобой - это тоже форма разрешения противоречий и подчас довольно убедительная.

Вызовы, с которыми сталкивается Казахстан в период становления госу-дарственной независимости имеет конкретную причину: отсутствие управле-ния на основе собственной концепции национального пути развития. Точно так же как мы сейчас, в свое время Япония пошла по западному пути разви-тия. Но это не изменило характер ее национальной идентичности на запад-ный и получило название азиатского чуда. Неужели этому не суждено повто-риться в нашей стране ?

Поиск национальной идеи - это попытка преодолеть концептуальную неопределенность на уровне государственного управления. И заемный теоре-тический инструментарий - слабый помощник в поисках собственной уни-кальности и особого места в мире.

Вообще, насколько правомерно рассматривать демократию как некую "волну", накатывающую на мир и отдельные государства ? И что можно ска-зать о критериях, если в условиях глобализации фактически нет универсаль-ной модели перехода к демократии ? Например, если сейчас по запросу депу-тата Е.Абылкасымова ликвидировать все "малочисленные" партии, а заодно и оппозиционные, а из того что останется создать две партии власти (респуб-ликанцев и демократов), которые будут бороться за места в Парламенте на следующих выборах, станет ли это развитие казахстанской демократии ? А почему бы и нет ? Или, допустим, отменить прямые президентские выборы и конституционно закрепить институт выборщиков, как это происходит в Аме-рике. В конечном счете, основной экспортер демократии в Казахстане должен был бы разобраться со своими конституционными реликтами, прежде чем рекомендовать нам идти по пути демократизации. Понятно, что любая страна берет из "чужого" опыта в первую очередь то, что быстрее и легче усваивается.

Чего мы хотим ? Как страна, мы хотим "выйти в люди". Но это станет возможным не раньше, чем политики сформируют конкретные стратегиче-ские задачи и приложат усилия для их достижения. Пытаться строить совре-менную демократию (нацию-государство) с качественной экономикой за счет экспорта сырья и стагнации гражданских отраслей - значит, до посинения торчать в "черном списке" стран, не приблизившихся к зоне политического транзита.

Западные демократии развивают высокотехнологичные гражданские от-расли и наращивают экспорт готовой качественной продукции. Российские эксперты совершенно правы, когда говорят, что холодная война была выиг-рана не с помощью оружия, а благодаря высоким стандартам жизни, что и сделало социализм непривлекательным в глазах бывших граждан СССР. Со-ветский Союз был наголову развит "армиями" высококачественных телеви-зоров, холодильников, стиральных машин, автомобилей. И, конечно, деньга-ми, заработанными на их экспорте.

Сегодня Казахстану крайне важно смешить парадигму развития. Сами по себе переход к рынку и рост ВВП ничего кардинально не меняют в судьбе республики. Это неверная постановка задачи модернизации. Адекватная та-кому выбору догоняющая модель развития для нас является одновременно и опаздывающей. Нужна такая национальная идея, которая бы позволила Ка-захстану очертить принципиальные национальные интересы, идентифициро-вать интересы, идентифицировать нашу общность и выйти на уровень стран - мировых лидеров. Без по-настоящему хорошей амбициозной идеи невозможно мобилизовать народ на порыв, внушить ему чувство приобщенности к великому моменту жизни государства. И соответственно невозможно состояться в качестве единой национальной державы.

Мы вступили в модернизационный марафон, не имея опыта, средств и специалистов. Сейчас по истечении 13 лет, кое-какие премудрости экономи-ческого успеха мы постигли. Нужна политическая воля руководства страны, чтобы концептуально определить особое место Казахстана в мире вне заре-зервированного за нами догоняющего развития. Если общество в лице поли-тической элиты не поставит перед собой эту задачу, то казахстанский нацио-нальный интерес будет и в дальнейшем неопределенным, а элита и народ не смогут прийти к соглашению. При таких условиях казахстанская политика так и останется скорее тактикой, чем стратегией. А нашему населению, кото-рое тяготеет к сильному государству, крайне необходимы ясные ориентиры. США и Евросоюз с их активной заинтересованностью в распространении на-родной демократии, должны понимать, что последняя не столь важна для ка-захстанской национальной идентичности, как для них. К сожалению, наша власть пока не предпринимает попыток самостоятельно выработать нацио-нальную концепцию развития Казахстана, необходимую для эффективного жизнеобеспечения общества. А потому мы продолжаем заимствовать извне "чужие" концепции, реформы, институты, механизмы и финансы. В резуль-тате воздействия таких заимствований наш народ вам оказывается "чужим" ресурсом. Это искажает его характер и снижает уважение к стране.

Насколько эффективным может быть симбиоз западного либерализма и казахстанского традиционализма ? Ровно настолько, насколько мы в состоя-нии проявить творчество. Необходимо просчитать варианты и продумать пу-ти и средства формирования такого симбиоза. Смогли же страны Восточно- и Южно-Азиатской индустриально-информационной цивилизации (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур:) создать творческий симбиоз, используя западный опыт для подпитки своих национальных "аккумуляторов". Пона-добилось каких-нибудь 10-20 лет и дальневосточные "тигры" превратились из реципиентов в доноры, и перешли в экономическое наступление на миро-вой рынок.

Из указанного срока 13 лет у нас за плечами. Мы признаны страной с рыночной экономикой. И это должно стать прологом к быстрому и качест-венному росту. Необходимо переходить из разряда "пассивных" стран в раз-рез "экспансивных" стран. Но для того, чтобы пробиться в элиту междуна-родного сообщества, повторяю, надо концептуально (в виде национальной идеи) выстроить этот переход. Мировой политикой, как известно, всегда пра-вила сила. И сейчас ничего не изменилось. Балканский кризис показал, что альтернативы "гибкому" американскому экспансионизму после развала СССР нет. Война в Ираке - еще один наглядный пример того, чем может обернуться демократизация под руководством США. Мировой жандарм де-мократии ведет себя по отношению к странам-экспортерам нефти весьма не-демократично, стремясь превратить их в свою управленческую периферию. На очереди - Иран, приготовиться - Казахстану.

В настоящее время Россия, ослабленная внутренними противоречиями и войной с Чечней, не в состоянии выступить полюсом притяжения для стран СНГ. Значит, Казахстану необходимо компенсировать слабость России своей активностью по отношению к государствам СНГ. Ситуация в СНГ показыва-ет, что все попытки создать интеграционные межгосударственные сообщест-ва без наличия ярко выраженного регионального лидера безрезультатны. Ка-захстан может и должен выработать работоспособную национальную кон-цепцию жизнеустройства для себя и - благодаря повышению эффективности управления - для государств и народов СНГ. Если мы сможем инициировать спектр новаций в сфере промышленных, сельскохозяйственных социально-политических технологий, с учетом мирового и своего опыта. И нам будет, что предложить, то окажемся в числе региональных лидеров. Только на таких условиях мы можем быть принятыми в "семью" глобальных лидеров. Нам предстоит доказать миру, что мы готовы к наступательной стратегии. Что нам для этого нужно ? - Мобилизовать отечественные мозги на основание современных промышленных технологий, опережающих НИОКР, искусный маркетинг, реклама, повышение производительности труда. Но главное, нам нужен здоровый и масштабный экономический экспансионизм. Мы страдаем в первую очередь из-за его нехватки. Наш экспансионизм направлен пока во внутрь - на передел и перераспределение ресурсов. Внутренний экспансио-низм и определяет слабости Казахстана: раскол элиты, спекулятивную демо-кратию оппозиции, низкие рейтинги в международных кругах. Да, С.Абдильдин прав, я действительно далеко не та, что была год-два назад. Я сыта по горло душераздирающими стенаниями оппозиции, чьи амбиции имеют также мало общего с интересами народа и страны, как и с демократи-ей.

Демократия не может существовать без удовлетворения растущих мате-риальных и культурных запросов населения. Почему многие страны сейчас ломятся в Европейский Союз ? - Да, потому что за просто так хотят подклю-читься к уже отлаженным механизмам экономической экспансии, чтобы чер-пать из "общего котла" те же выгоды, что и европейские народы. И мы тоже хотим в ЕС, хотим председательствовать в ОБСЕ. Прийти на готовенькое, так сказать.

Глупость и безответственность нашей оппозиции заключается в том, что она до сих пор думает или делает вид, что стоит сменить Н.Назарбаева, как демократия сам упадет нам на голову. При этом она пальцем не шевелит, чтобы хоть как-то обрести качества, необходимые для того, чтобы ушло вос-пользоваться скороспелыми плодами демократии. Поиски "классового вра-га", нетерпимость к инакомыслию, позерство в сочетании с амбициозностью (комплекс "несостоявшихся начальников") и составляет "джентльменский набор", который определяет дефицит популярности оппозиции в стране.

Экспортно-экономическая пассивность и демократия - вещи несовмес-тимые. И чем раньше мы это поймем, тем быстрее сможем завязать многие элементы капитализма на стратегии развития страны. "Спусковым крючком" демократии является экономическая экспансия. Пора привыкать к этому сло-ву. В этом смысле нужно учиться у США. Получая доступ к чужим ресурсам американцы наращивают свое богатство. Именно ценой экспансионистской мировой политики достигается материальное обеспечение прав и свобод в демократических обществах. Западные транснациональные корпорации "взламывают" все преграды на пути движения товаров и услуг, не считаясь с государственными границами.

Поэтому в условиях глобализации лидируют те страны, которые умеют "воевать" за чужие ресурсы на хозяйственном по-ле менее конкурентоспособных государств. Хотим быструю и устойчивую демократию ? - Давайте осваивать экономические механизмы экспансии. Да-вайте жестко конкурировать за освоение максимально большего числа миро-вых потребителей нашей национальной продукции.

Рыночный механизм в "наступательных" странах приводит в действие две составляющие национальной экономики: 1. отрасли, ориентированные на экспорт (это "локомотивы" экономики) и 2. отрасли, обслуживающие внут-ренний рынок. Мечта любого казахстанского бизнесмена - прорваться из обычной в экспортную отрасль. Чтобы реализовать мечту национальных производителей Казахстана нужно совершенствовать менеджмент и страте-гически нацеливать его на экономическое наступление. Государство должно защищать интересы отечественного производителя как на внутренних, так и нВ внешних рынках. Без этого не будет подъема промышленности, сельского хозяйства, культуры, искусства. Если Казахстан действительно захочет стать мировым экспортером, то одного экспорта сырья мало. Пока мы просто про-даем свои природные богатства, а восполнение идет опасно медленно. Нужно наращивать агрессивный экспорт товаров, услуг и культурных ценностей, увеличивать свое присутствие в мировом информационном пространстве.

Как известно 90% всех сетевых ресурсов локализовано в странах "боль-шой семерки". Например, только в одной Америке сосредоточено около по-ловины общего количества компьютеров в мире. В государственных про-граммах США, по сообщениям российской прессы, для обеспечения мирово-го лидерства в инфосфере строится Интернет-2, ведется разработка системы раннего предупреждения кибератак, совершенствуется военная коммуника-ционная система (CSP). Сегодня контроль над геополитическим пространст-вом и жизненно важными ресурсами осуществляется не с помощью воору-женного захвата, а благодаря информационному проникновению, экономиче-ским санкциям, идеологической экспансии в культурное, политическое про-странство других государств. Не случайно СМИ назвали первой "интерне-товской войной" массированное воздействие спецподразделений НАТО на киберпространство сербов. Сегодня десятки стран работают над информаци-онным оружием. Предпочтение отдается "консциентальному оружию", це-ленаправленно воздействующему на общественное сознание и менталитет противника. Казахстан в этом отношении отстает на 3-4 поколения, а то и больше.

Сто раз повторяла и в сто первый раз повторно: Казахстан страдает се-годня не от "избытка" государства, а от его хронического "недостатка" в смысле формирования национальной концепции жизнеустройства и развития общества.

* * *

Чем отличается казахский баурсак от русского колобка? - Практически ничем. Последний кончил жизнь в пасти лисы, а наш баурсак съедается теми, кто его стряпает. Такая национальная идея живет ровно столько, сколько на-до желудку, чтобы переварить ее. Как не вспомнить Козьму Пруткова, кото-рый уподоблял человеческую голову желудку: иная голова, говаривал он, пе-реваривает входящую в нее пищу, а другая от этого засоряется.

Пора, наверное, всерьез напрячь коллективные мозги общества и пере-ходить от любительских разговоров к профессиональному обсуждению ис-комой национальной идеи.

Источник - ЦентрАзия Постоянный адрес статьи -

CentrAsia.org

Предыдущая статьяВ Таджикистане участились случаи суицидального поведения среди подростков.
Следующая статьяВалентина Матвиенко внесла в отношения с Туркменией свежую струю