EURASIANET
В ПАКИСТАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ НАРАСТАЕТ НАПРЯЖЕННОСТЬ
Абубакер Седдики
Планы экономического развития, которые строит пакистанское правительство в отношении Белуджистана - самой бедной, но стратегически самой важной провинции страны, - могут спровоцировать местные племена на вооруженный мятеж. Перспектива постоянной нестабильности может оказать значительное экономическое и социальное воздействие на все страны Центральной Азии.
Ранее в апреле едва не началось широкомасштабное столкновение между правительственными войсками и местными племенами. Стороны построили военные укрепления вдоль автомагистрали и на близлежащих холмах в пригороде Дерабугти неподалеку от газового месторождения Суи. Однако 16 апреля власти региона объявили о достижении мирных договоренностей между сторонами, и войска покинули бункеры и другие военные сооружения.
Напряженность возникла в начале января, когда была изнасилована врач по специальности Шазия Халид. Племенные вожди обвинили в преступлении офицера пакистанской армии, а соплеменники Халид взяли на себя исполнение закона, блокировав поставки газа из газового комплекса Суи и пойдя на другие акции неповиновения. Власти с самого начала отрицали вину офицера, а проведенное впоследствии расследование установило его непричастность к совершенному преступлению. Однако принятые правительством меры не успокоили местных жителей, и накопившаяся напряженность в конце концов выплеснулась наружу. 17 марта началась продолжавшаяся целый день перестрелка между племенными отрядами и правительственными войсками, в результате которой погибли и были ранены десятки человек, в том числе многие гражданские лица, попавшие под заградительный огонь артиллерии, заявили племенные вожди.
Несмотря на то, что последняя стычка была связана с защитой достоинства, главная причина сопротивления племен пакистанскому правительству лежит в экономической области. В последние десять лет Пакистан пытается реализовать в провинции ряд крупных проектов, поэтому администрация президента Первеза Мушаррафа усилила военное присутствие в Белуджистане. Проекты вызвали беспокойство жителей региона и политических лидеров, а один белуджский националистический лидер призвал заключить полноценное политическое соглашение, касающееся планов экономического развития и расширения военного присутствия в провинции.
Белуджистан, крупнейшая провинции Пакистана, граничит с Афганистаном и Аравийским морем, его площадь составляет более 300 тысяч кв. км. В то же время это наименее населенная пакистанская территория, здесь проживает около семи миллионов человек, или примерно 4% всего населения страны. Эти засушливые и заброшенные места - наверное, самая бедная из всех пакистанских провинций. Однако, учитывая наличие природных ископаемых, Белуджистан обладает серьезным экономическим потенциалом. На территории провинции проживает несколько этнических групп, в Белуджистане говорят на десяти разных языках.
Лидеры титульной нации в последнее время добиваются того, чтобы в провинции оставалась большая часть доходов, получаемых в результате добычи энергоносителей, а также пытаются договориться с центральным правительством о сокращении военного присутствия. Белуджские националисты обвиняют военных в самовольном захвате сотен тысяч акров земли в Белуджистане.
Еще одним серьезным источником напряженности является строительство глубоководного морского порта Гвадар в южном Пакистане на побережье Аравийского моря. С точки зрения властей, этот проект, осуществляемый при щедрой поддержке Китая, является ключом к превращению Пакистана в торгово-транспортный узел всей Центральной Азии. Племенные вожди опасаются, однако, что этот крупнейший проект, требующий большого числа квалифицированных рабочих, которых невозможно будет найти в провинции, подорвет национальное своеобразие региона и превратит белуджей в этническое меньшинство на их собственной родине.
Со времени основания 57 лет назад государства Пакистан настроенные на получение автономии белуджские националисты несколько раз поднимали мятеж - в 1948, 1958, 1962 и 1973-1977 гг. Все эти восстания были жестоко подавлены. В январе, сразу же после очередной вспышки напряженности, президент Мушарраф предупредил, что, если племена будут продолжать выступать против правительства, «вы даже не поймете, что по вас ударило».
Переговоры с белуджами летом 2004 г. были прерваны, а стороны обвинили друг друга в необоснованных требованиях. «Мы не просим милостыню, а требуем того, что нам принадлежит по праву. Мы хотели бы контролировать наши национальные ресурсы», - заявил EurasiaNet сенатор Аманулла Канрани, законодатель, связанный с партией «Джамхури Ватан».
«Агрессивный и эксплуататорский курс Исламабада и излишняя централизация власти являются препятствием на пути урегулирования проблем Белуджистана. Все проекты развития, включая Гвадар, контролирует федеральное правительство», - говорит сенатор Санаулла Балоч, националистический политик, связанный с Национальной партией Белуджистана.
Попыткам политиков-националистов заключить соглашение с центральным правительством мешают действия подпольной вооруженной организации под названием «Армия освобождения Белуджистана» (АОБ). Власти в Пешаваре заявляют, что эта группировка получает помощь извне для проведения своих повстанческих операций. «К ее деятельности причастны зарубежные силы, но мы не можем их сегодня назвать», - заявил EurasiaNet Разик Бугти, представитель администрации провинции Белуджистан. По официальным статистическим данным, за прошедший год в результате разрывов не менее 244 бомб погибли 50 и были ранены 211 человек. За тот же период до конца марта на территории страны разорвалось 766 ракетных снарядов, что привело к гибели пятерых и ранению 66 человек. АОБ взяла на себя ответственность за большинство нападений, мишенью которых часто были стратегически важные объекты, включая газораспределительные станции, железнодорожные пути, трубы водоснабжения и электростанции.
Многие аналитики не исключают возможности внешней помощи повстанцам. «По-видимому, имеет место определенное финансирование извне белуджских группировок, благодаря которому они закупают большое количество оружия», - говорит Селиг Харрисон, директор Азиатской программы вашингтонского Центра по международной политике.
По заявлению Харрисона, урегулирование разногласий вокруг Белуджистана крайне важно для сохранения стабильности в Пакистане и стабильности и сотрудничества во всем регионе. «В отсутствие соглашений об автономии, предусмотренной пакистанской конституцией 1973 г., я сомневаюсь, что такая стабильность возможна», - сказал Харрисон.
На семинаре 7 марта Харрисон заявил, что «в Пакистане звучат обвинения в адрес Ирана, который якобы финансирует и вооружает сегодня белуджских партизан в отместку за помощь Пакистана силам специального назначения США, которые, как считается, проводят секретные операции в Иране».
По словам сенатора Балоча, вывод войск или сокращение их численности в провинции повысит доверие населения к правительству. «Все полномочия и права, касающиеся [морского порта] Гвадар и запасов природных ископаемых, должны быть переданы администрации [провинции] Белуджистан», - добавил Балоч.
Между тем центральное правительство, по-видимому, убеждено в том, что недовольство в Белуджистане со временем исчезнет с появлением первых результатов экономического развития в провинции. «Впервые правительство решает проблемы белуджей. В развитие провинции инвестируется 130 млрд рупий (около 2 млрд долларов)», - говорит Бугти, представитель местной администрации. «Если темпы развития ускорятся, недовольство постепенно пойдет на спад».
От редакции. Абубакер Седдики - автор репортажей о событиях, происходящих на юге Центральной Азии.