"...Да прервется дыханье мое"
Гульджамал Таганова, Интернет-журнал "Оазис"
В заголовок вынесены последние строки «Клятвы Туркменистана» на верность Родине и Президенту Туркменистана, которую ради интереса стоит привести полностью.
Туркменистан, Отчизна любимая, край родимый мой,
И в мыслях, и сердцем я всегда с тобой.
За малейшее зло, причиненное тебе, да отнимется рука моя.
За малейший навет на тебя да обессилеет язык мой.
В час измены Родине, Сапармурату Туркменбаши Великому, священному стягу твоему да прервется дыхание мое.
Эта клятва, принятая в качестве государственного символа в середине 90-х годов, стала емким отражением всей государственной идеологии Туркменистана. С нее открываются все заседания парламента и правительства страны, занятия в школах и ВУЗах, ее текст помещен в титуле всех без исключения газет, она по нескольку раз зачитывается по радио и телевидению на нескольких языках. Не случайно и упоминание имени президента в нынешней редакции клятвы, но его вводили постепенно, сначала президент вообще не упоминался. Затем последовала такая эволюция - «президент» - «Сапармурат Туркменбаши» - «Сапармурат Туркменбаши Великий». И не было бы смысла в очередной раз заострять на этом внимание, если бы не очередной всплеск культа личности президента Ниязова, который показал, насколько сильно деградировала система образования в Туркменистане, будучи полностью пронизанной всей атрибутикой культа личности Ниязова и его трактовками туркменской истории, культуры да и всех сфер общественной жизни.
Верх маразма
Последний звонок в школах начался с той самой клятвы, когда празднично одетые выпускники наговаривали на себя «... да отнимется рука моя...», «...да прервется дыханье мое...». И в этот, вроде бы праздничный день, многим школьникам и их родителям было, что подумать такого, от чего, будь клятва на самом деле исполнима, многие бы прервали свое дыханье на месте. По статистике в этом году школу оканчивают около 105 тысяч человек. Прием в ВУЗы строго регламентирован и составляет около 3-х тысяч человек и основной критерий приема в ВУЗ - это туркменская национальность, отсутствие среди родственников осужденных, а тем паче - «врагов народа», и доскональное знание всех трудов Туркменбаши Великого, включая поэтические. Выезд на учебу за рубеж становится все более нереальным: девятилетняя система образования в Туркменистане не позволяет выпускникам школ поступить в зарубежные вузы, а общепринятая программа обучения все время сокращается по мере увеличения количества произведений президента, которые стразу же вводятся обязательными предметами в основной курс... Но вернемся к празднику.
Вслед за произнесением клятвы последовало поздравление директора, родителей и первоклашек, и ... «благословение» почившей много лет назад мамы президента. Актриса, изображавшая мать президента Ниязова - Гурбансолтан-эдже, одетая в традиционный наряд, в окружении других актрис, изображавших ангелов-пери, под фонограмму, загробным голосом пожелала детям всего хорошего, в том числе и быть послушными ее сыну-президенту. Хорош праздничный набор: самооговор на членовредительство и явление образа покойницы. Но и на этом ритуал поклонения не был закончен - все школы в полном составе проследовали на возложение цветов к памятникам отцу и матери президента.
Но на этом проверка на лояльность молодого поколения только начиналась. Среди предложенных тем сочинений по русскому языку и литературе в школах с русским языком обучения из 100 тем 80 было так или иначе связано с деятельностью, творчеством и семьей президента. В школах с туркменским языком обучения таких тем было абсолютное большинство. При этом учителям было категорически запрещено ставить оценку ниже 4-х баллов тем ученикам, которые выбрали «правильную» тему. Плохих знаний по основному предмету в стране быть не может. Да и как можно плохо написать сочинение на заявленные темы:
«Пусть всегда будет мир, пусть вечно будет наш Великий Туркменбаши!»;
«Великий Сапармурат Туркменбаши - наш вечный Президент»;
«Сапармурат Туркменбаши Великий - опора народа, Родины и единства»;
«Горжусь монументальным зодчеством прекрасных новостроек, созданных Великим Сапармуратом Туркменбаши»;
«Священная Рухнама - Золотая Книга Золотого века»;
«Книги жизни Великого Сердара - наше главное учение».
И так все остальные 80 тем сочинений. Но ошибутся те, кто посчитает, что на этом все и заканчивается. Вовсе нет! При подготовке к каждому экзамену школьникам предстоит выучить: по биологии - вклад Туркменбаши в развитие коневодства, в географии - местоположение населенных пунктов названных именем президента в различных вариациях. В специализированной английской школе на экзамене по английскому языку необходимо продекламировать на английском языке отрывок из книги президента. Исключение из всего этого списка составляет предмет «Алгебра и начала анализа». Но этот пробел с лихвой покрывается отдельным экзаменом по знанию книги «Рухнама». Вот несколько вопросов из билетов по этому предмету:
- Создание Священной Рухнама;
- Великий Сапармурат Туркменбаши о священной необходимости Священной Рухнама;
- Священная Рухнама о национальных традициях и прошлом туркменского народа;
- Великий Сапармурат Туркменбаши о цели создания Священной Рухнама;
- Книги Великого Сапармурата Туркменбаши о святости веры в одного Сердара;
- Жизненный путь Великого Сапармурата Туркменбаши в Священной Рухнама;
- Священная Рухнама Великого Сапармурата Туркменбаши - мировой образец духовного учения;
- Священная Рухнама Великого Сапармурата Туркменбаши о науке и образовании;
- О богатстве создания Священной книги Рухнама;
- Священная Рухнама о храбрости Героя Туркменистана Атамурате Ниязове;
- Священная Рухнама о Герое Туркменистана Гурбансолтан Эдже;
- Отеческие книги Великого Сапармурата Ниязова - школа воспитания золотого поколения золотого века.
«Золотые выпускники эпохи Великого Сапармурата Туркменбаши»
Пройдя все круги идеологической обработки, ежегодно более 100 тысяч выпускников не смогут продолжить свое обучение уже никогда. Административные барьеры, слишком узкий лимит приема в ВУЗы, а самое главное - практически полное отсутствие кругозора, базового образования как такового, лишает эти 100 тысяч каких либо шансов на дальнейшее состязательное продвижение в жизни. В лучших условиях, безусловно, находятся те, кто проживает в городах и с грехом пополам может овладеть русским языком не только в школе, но и в бытовом общении, где русский до сих пор в ходу. Это дает хоть какой-то шанс на то, что этот человек сможет понять то, что идет по многочисленным каналам российского телевидения, которые принимаются индивидуальными спутниковыми антеннами по всему Туркменистану. Увы, передачи не самого высокого качества ТВ становятся для многих туркменских детей окном в мир, причем единственным окном. Но самая катастрофическая ситуация с образованием складывается в сельской местности, откуда культура русского языка уже ушла, культуры иного, английского, например, уже никогда не будет, а вся школьная программа препарируется с точки зрения идеологической целесообразности, для того, чтобы будущий выпускник смог ответить вопросы по содержанию «Рухнама», знал элементарный счет и азбуку.
Туркменская система образования год за годом плодит малограмотную молодежь, которая пополняет и без того огромную армию безработных, причем не имеющих никакой квалификации. Ситуация стала такой вопиющей, что власти решили со следующего года увеличить срок службы в армии до трех лет, чтобы избежать социального взрыва, причем призывной возраст был снижен до 17-ти лет, а основная масса солдат несет трудовую повинность на производстве и в сельском хозяйстве. Но самая печальная судьба ожидает туркменских девушек, обреченных на полутемное существование нового туркменского традиционализма в изложении президента Ниязова, оставляющего им роль тружениц хлопковых полей и механизма воспроизводства населения.
Жутко было смотреть на первоклассников, пришедших поздравить выпускников с «последним звонком». Семилетние дети при первых словах клятвы все как один приложили правую руку к сердцу и повторяли: «...да отнимется рука моя... да обессилеет язык мой ... да прервется дыхание мое».
-------------------------
Не раз и не два международные организации выступали с критикой политики в области образования в Туркменистане, в этом году Госдепартамент США в своем докладе сделал упор на крайней идеологизированности всего образовательного процесса - от детских садов до ВУЗов. Председатель ОБСЕ предостерег Туркменистан от подобных экспериментов в образовании. Но Туркменбаши тем временем выпустил второй том книги «Рухнама», которая еще больше потеснит традиционные предметы школьной программы.