CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vesti.uz

МУЗА ТИХО ПЛАЧЕТ ПОД ЧАДРОЙ

14 июля 2005

МУЗА ТИХО ПЛАЧЕТ ПОД ЧАДРОЙ

14.07.2005 г. Вера Токомбаева

БИШКЕК, ВЕСТИ.UZ. В Бишкеке прошел первый центральноазиатский форум женщин-писательниц. В ходе дискуссий открылись неожиданные повороты в проблеме свободы самовыражения.

Надо - значит, надо. Вот почему женщины Азии, к которым настойчиво и неотвратимо наносит визиты Муза, не сетуют на неважные экономические условия для творческих поисков, а покорно и безропотно работают, кем придется, чтобы кормить и одевать семью. И лишь по ночам, когда удается, наконец, выкроить часок в череде бесконечных хлопот на службе и дома, урывками отдаются неуемному зову души, заставляющему служить Его Величеству Слову.

Члены недавно созданного в республике «Бишкекского Пен-центра», в состав которого вошли и маститые, и молодые писатели Киргизии, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, с удивлением обнаружили, насколько уменьшилось количество женщин, занимающихся литературным творчеством, - их буквально считанные единицы, хотя раньше только в одной республике можно было назвать десятки известных имен женщин-писателей и поэтов.

Можно подумать, что процессы демократизации общества целиком подавили в женщине творческое начало, вынудив ее взяться за самую тяжелую работу, чтобы прокормить семью. Начав небольшое исследование по этому вопросу, Бишкекский Пен-центр выявил совершенно вопиющие случаи в положении творческих женщин: известная оперная певица со званием народного артиста работает продавцом на вещевом рынке, за прилавками базаров и магазинов нашли себе заработок несколько хорошо известных в республике поэтесс и художниц, забывших, когда они в последний раз брались за перо и кисть. Поэт-лирик, автор 4 книг, работавшая в бюро пропаганды художественной литературы, торгует на базаре. Моет полы писатель и поэт, автор детских песен. Умерла в нищете, практически от недоедания, уникальная поэтесса Малика Шабаева. Погибла под колесами автомобиля юная Татьяна Таянова, возвращаясь с очередной работы домой поздно ночью.

- К писателям нередко прислушиваются лишь тогда, когда их уже нет среди живых. То же и с литературой: лишь ее полное отсутствие с жестокой очевидностью обнажает толщу непонимания и враждебности, которые, накапливаясь, выливаются в столкновения и противостояния. Голоса пишущих сегодня в республиках Центральной Азии женщин, даже тех, кто остался в живых, тонут в океане нищеты и экономического цинизма, - убеждена таджикская поэтесса Шоиста Равшанова. - Тоскуют ли женщины-писательницы о творчестве? Многие рассуждают так: кому сегодня нужна поэзия, хорошая литература, настоящая живопись, наука? Не до жиру - быть бы живу. Горько сознавать, что женщина, в первую очередь, являющаяся матерью, воспитательницей будущего поколения, отвергая необходимость духовного роста, проецирует стереотип такого мышления в будущее. Прослойка творческой интеллигенции становится все тоньше, а надежды на возрождение культуры в Таджикистане, в других республиках Центральной Азии - все призрачнее.

- Особенно тяжелой представляется ситуация с книгоиздательством. Негде публиковаться, нет выхода к читательской аудитории, - считает исполнительный директор общественного объединения пресс-клуб Ирина Козлинская. - Прилавки магазинов завалены детективами и учебниками по косметологии, кулинарии и астрологии. Однако найти там сборник современной киргизской поэзии или прозы - из области фантастики. Хочешь издать книгу - плати. Нет ни одного издательства, которое взяло бы на себя заботы по маркетингу, изданию и распространению новой киргизской, узбекской, таджикской литературы. Счастливчиков, издание книг которых финансируется спонсорами, можно пересчитать по пальцам. Исключение составляют, пожалуй, лишь властьимущие.

Есть несколько меценатов, пытающихся создать с нуля производство учебной литературы - школьных учебников, пособий, словарей. Это - рискованный, но более или менее прибыльный бизнес. Но нет ни одного мецената, кто взял бы на себя смелость заняться проблемами издания современной среднеазиатской литературы. Мнение, что книгоиздательство в республиках Средней Азии абсолютно бесперспективно с точки зрения доходности и коммерции, достаточно распространено.

В Киргизии из-за финансовой несостоятельности закрылись все литературные журналы. Последний - «Литературный Киргизстан», долгие годы сводя концы с концами, выходит в Интернете, и лишь от случая к случаю - в печатном виде. Только одна газета - на всю Киргизию - выделяет, да и то нерегулярно, полстранички в неделю под своеобразную трибуну для печатного творчества. Чтобы опубликоваться в этой рубрике выстраивается длинная очередь, преимущественно состоящая из мужчин. Писательский стан давно не представляет собой единого фронта. А место для женщины в нем всегда негласно было отведено в самом дальнем углу.

- Сегодня в Таджикистане писателей и журналистов не преследуют за их убеждения и крамольные мысли. Преследовать попросту некого. Большая часть того, что пишется от сердца, от души, складывается в ящик стола и предается забвению, - рассказала юная поэтесса из Таджикистана Нодира Аминова. - Женщины-писательницы в культуре остались наедине сами с собой. Каждая из них - сама по себе в связи со сложной политико-экономической ситуацией, находится в культурном вакууме из-за отсутствия коммуникаций между коллегами из стран региона и мирового культурного пространства. Богом данный дар вынужденно растрачивается в ежедневных попытках элементарно выжить. Думается, более изощренного способа заставить молчать творческого человека не изобрел еще никто в мире.

- Центральноазиатский регион на современном этапе находится в зоне повышенного внимания мирового сообщества, - сказала Кристина Шнайдер, член Швейцарско-Германского Пен-клуба. - Если ваши работы не востребованы здесь, давайте попробуем найти издателей в странах Европейского сообщества.

Однако вопрос катастрофического положения культуры, творчества - это не прерогатива иностранцев. Малочисленность имен киргизских, узбекских, таджикских писательниц XXI века, может быть, когда-нибудь будет отнесена к одной из самых больших трагедий государств Центральной Азии. Там, где нет книг, нет духовности, зато есть пространство для этнических и религиозных спекуляций, политических эксцессов, все больше далеких от цивилизованных дискуссий. Поэтому участницы форума решили обратиться к правительствам своих стран, акцентируя внимание на остроте поставленной проблемы.

vesti.uz

Предыдущая статьяУЗБЕКСКИЕ БЕЖЕНЦЫ ПОКА ОСТАНУТСЯ В КИРГИЗИИ
Следующая статьяООН требует создания специального механизма для наблюдения за правами человека в Узбекистане