CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

kreml.org

Туркмения - это остров стабильности, которого ничего не касается

31 августа 2005

Туркмения - это остров стабильности, которого ничего не касается

Саодат Олимова, руководитель социологической службы «Аналитический центр "Шарк"», кандидат философских наук

"Кремль.ORG", Политическая экспертная сеть, 30 августа 2005

Саодат Олимова, руководитель социологической группы исследовательского центра «Шарк», рассказывает о политической и экономической ситуации, сложившейся в современной Туркмении.

- Впервые страна-участница СНГ заявляет о своем ассоциированном членстве в СНГ. Как Вы прокомментируете такой шаг Туркмении?

- У Туркменистана своя особая позиция, политика которую он проводит вот уже больше 10 лет, причем не только в отношении СНГ, она распространяется и на другие международные организации. Этот шаг нисколько не умаляет значимость прошедшего саммита в Казани, впервые собравшего гостей столь высокого уровня в одном из субъектов Российской Федерации.

В Туркменистане сложилась очень своеобразная система власти. Она может выглядеть со стороны очень смешной и странной, даже нелепой, но она хорошо приспособлена к их сырьевым источникам, и достаточно стабильна. Поэтому, с моей точки зрения, этот режим будет очень долго существовать в том виде, в каком он сейчас существует.

Вообще позиция Туркменистана не очень важна для всего Содружества независимых государств, и его дальнейшее дистанцирование от активного участия в СНГ никак не отразится на деятельности этой организации. Гораздо серьезнее последствия заявления глав Украины и Грузии накануне Казанского саммита о своих совместных планах. Кроме того, общепризнанно, что СНГ - это механизм развода. Сейчас можно констатировать, что этот развод завершился, и об этом президент Путин сказал.

- Значит ли это, что Туркменистан не только с Россией, а вообще не заинтересован ни в чьей поддержке и ни в чьей дружбе?

- Да, можно сказать, что это самодостаточная богатая страна, имеющая нефть и газ.

- Насколько удалось выстроить Туркменистану внешнюю политику?

- Туркменистан, как сложившиеся государство, очень удобно для всех. Со всеми соседями страна имеет нормальные, добрососедские отношения, за исключением, пожалуй, Узбекистана. Но, надо заметить, у Узбекистана со всеми проблемы.

Ситуация в мире меняется очень быстро. Какие интеграционные структуры выйдут на первый план и окажутся более жизнеспособными, очень трудно прогнозировать. Мы здесь ощущаем очень остро все изменения в конфигурации международных сил. Видим совершенно явное сближение Китая и России в военно-политической сфере. Наблюдаем совершенно явное тяготение друг к другу антиамериканских акторов, и их концентрацию на противоположном полюсе. Все это очень хорошо видно у нас здесь, в Душанбе. Взять хотя бы, визиты: за последний месяц у нас был и Дональд Рамсфелд, министр обороны Соединенных Штатов, и китайская делегация.

Но Туркмения - это остров стабильности, которого ничего не касается. В Туркменистане, такие товары первой необходимости как соль, вода и спички являются бесплатными. Кроме того, у них очень дешевый бензин, на фоне того, что в соседних странах без конца поднимаются цены на нефть. А теперь из-за последних природных катаклизмов в Америке, урагана Катрина, уже объявили, что цена за баррель нефти увеличилась до 70 долларов. При этом Туркменистан на неформальном уровне очень хорошо интегрирован со своими соседями, и вписан во все структуры.

- А насколько стабильна политическая система, есть ли очаги напряженности?

- Туркмения очень стабильна и предсказуема. Только правозащитники обеспокоены Туркменистаном, а самим жителям удобно и хорошо. У них очаги напряженности тоже стабильные - это проблема с узбеками и русскоязычным населением. Но эти этнические проблемы не вписаны в ту систему власти, которую они построили за последние 15 лет. Например, очень серьезные проблемы, которые свойственны всем странам Центральной Азии - это вода, прежде всего вододеление. Но это проблема не внутренней системы, это проблема раздела региона. Ну и, конечно, очень серьезная проблема, связанная с Узбекистаном. Потому что если взорвется Узбекистан, то «погорят» все соседи, больше всего достанется Таджикистану и Казахстану, Чимкентской области. Сейчас ситуация в Узбекистане очень нехорошая, он вынужден идти на сближение с Россией, в надежде стабилизировать ситуацию и спасти режим.

- Чем объяснить такой феномен жизнеспособности государственного устройства Туркменистана?

- Очень своеобразная племенная структура туркменского общества; имея хороший энергетический базис, то есть углеводородные ресурсы, может существовать сколь угодно долго. Она существует по такому же принципу как Кувейт, как Саудовские монархии, и также как они очень стабильна. Кроме того, у Туркмен-баши есть хороший резерв. Он позволил своим гражданам исполнять роль, как бы, «проводников» между Ираном, Турцией и остальной Центральной Азией. С моей точки зрения, это один из очень мощных факторов стабильности режима. Я имела возможность лично убедиться, какой размах имеет челночная торговля туркмен в Иране. Мешхед стал одним из крупнейших торговых транзитных центов только благодаря челнокам из Туркмении. Граждане Туркмении едут в Мешхед, затем эти товары перегоняют в Ашхабад, на его колоссальный рынок, и оттуда уже в Алма-Ату. Из Алма-аты эти товарные потоки растекаются по всей Центральной Азии. Неплохо налажена челночная торговля туркмен и в Турции. Сама торговля, транспортная инфраструктура, инфраструктура обслуживания челноков, дает доход значительной части туркменских граждан. Государство смотрит «сквозь пальцы» на этот неформальный, «серый» рынок. Этот товарооборот и все что с ним связано мало учитывается аналитиками-экономистами, политиками и политологами, но играет очень большую роль в стабильности страны.

- Как долго сможет Туркменистан сохранять такой суверенитет и обеспечивать свою безопасность?

- Стабильность Туркмении будет зависеть от того, как долго будет жить и править Туркмен-баши. Очень серьезные проблемы могут возникнуть лишь в случае, если он не прибегнет к алиевскому варианту. На мой взгляд, угрозы Туркменистану извне тоже незначительны.

Беседовала Инесса Ульянова

kreml.org

Предыдущая статьяПлантатор из Серпухова. В Подмосковье освобождены 134 раба-узбека
Следующая статьяЭкстрадировать в Узбекистан или отправить в Европу?