От качества - к количеству?
TRIBUNE-uz, Турко Дикаев
Де-юре, как утверждают подкованные в правовом отношении социал-демократы, еще в 2003 году должны были состояться выборы очередного президента Таджикистана, но де-факто они состоятся в ноябре 2006 года. Но не будем останавливаться на таких нестыковках, тем более, раз уж безраздельно на просторах страны правит все тот же незаменимый Эмомали Рахмонов.
Тем более, что попытку социал-демократов как-то взбудоражить общественность, парламентариев сенсационным заявлением (с демонстрацией документов, официальные заявления подтверждающие), никто более не поддержал, приняв президентство Рахмонова как данность, от которой никуда не уйдешь, какие бы документы и беспристрастные бумаги кто не демонстрировал.
С водворением за решетку, в подвалы весной-летом всех более-менее стоящих «госпереворотчиков», страна все явственнее вступает в «год президентских выборов», хотя громко о своих амбициях, намерениях и замыслах вслух не выражается. Но признаки того, что Таджикистана дополнительно запестреет портретами действующего президента, уже налицо. Согласно хитроумным референдумным букетом из 56 вопросов, на который потребовали однозначный ответ «да» или «нет», выдавленной от народа Конституции, правление Рахмонова до 2006 года, фигурально выражаясь, аннулируется, и он вновь, как и каждый гражданин республики, имеет право выставить свою кандидатуру (как бы впервые) на два срока по 7 лет.
Свой аргумент в борьбе за президентство готовят политические партии страны. Безнадежный проигрыш недавних (февраль 2005 года) парламентских выборов правящей Народно-демократической партии, привел политиков и любителей объединяться в кружки по интересам не к необходимости укрепления рядов, повышению качества партийной работы среди избирателей, а к :необходимости увеличения количества партий. Едва ли что это даст в стране, где политические партии мало, чем отличаются друг друга, едва ли влияют на процессы в стране, где население глухо равнодушно к потугам партийцев одними скупыми обещаниями привести их к процветанию и благоденствию.
Но, тем не менее, партийный реестр Таджикистана в ближайшие два месяца, возможно, пополниться еще тремя строчками. О своем намерении зарегистрироваться заявили Аграрная партия Таджикистана, Партия экономической реформы и Партия прогрессивной молодежи (выходит, в стране есть еще и непрогрессивная молодежь? - Т. Д.). Правда, в Таджикистане пройти регистрацию в Минюсте не легче, чем выиграть президентские выборы, посмотрим, что из этой затеи выйдет.
К слову, Минюст Таджикистана - одна из самых уникальных организаций. Именно Минюст определяет, способна ли группа людей справиться с заявленной задачей: быть оппозиционной партией, издавать газету, открыть студию ТВ?! И многих вразумляет: «вы не способны на это, цели у вас недостижимые, не мучайте себя».
Пропрезидентские силы тоже не дремлют. Пробный шар запустили с юга страны. Исполком Кулябского отделения Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ) создал агитационно-пропагандистскую бригаду, которая весь год до президентских выборов на встречах с населением города и Кулябского района будет убедительно доказывать преимущества и неоспоримость правления Эмомали Рахмонова. Встречи будут носить не скучный лекционный характер, а агитационно-пропагандистский, и проходить будут не в залах, а во время обеденных перерывов на полевых станах. Заместитель председателя исполкома Кулябского отделения НДПТ А. Бозоров не скрывает намерений, «агитационная бригада создана с учетом перспективы участия в предвыборном марафоне президента РТ».
Пока вверху идет раскачка, внизу идет ослабление партий - оппонентов НДПТ ( партия Э. Рахмонова). В Бохтарском районе Хатлонской области (юг страны) с 31 августа идет судебное слушание по делу активного члена Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Сайфиддина Файзова, который обвиняется по нескольким статьям УК РТ (клевета, преднамеренное нанесение ущерба имуществу, разжигание национальной и расовой вражды). Как заявил независимому агентству «Азия-Плюс» председатель областной организация ПИВТ по Хатлону Каландар Садриддинов, «с самого начала процесса было явно, что судья на стороне обвинителя. Она не даёт адвокату задавать вопросы потерпевшим и свидетелям для уточнения фактов преступления».
От таджикского суда еще никто не ушел, не уйдет и Сайфиддин Файзов. Судья Л. Джафарова, еще до вынесения приговора, не устает по каждому случаю на процессе объявлять его преступником. «Свидетели» и «потерпевшие» тоже осведомлены о практике и принципах таджикского суда: из приглашенных на процесс 4 «потерпевших» и 11 «свидетелей», двое из «потерпевших» на суде, не признали официально себя, а из 11-свидетелей 6 вообще не явились на заседание. Но приговор, можно быть уверенным, уже написан. Это мы видели, и когда на 2 года засадили журналиста Джумабоя Толибова, за «хулиганство», и когда приговорили к 2 годам исправительных работ главного редактора независимой газеты Мухтора Бокизода, за «кражу электроэнергии».
Гонения на независимых журналистов - тоже из разряда зачистки пространства для свободного маневра НДПТ, убеждены оппозиционно настроенные к режиму партии. «Политические партии Таджикистана выражают беспокойство тем, что в последние годы, особенно накануне важных политических мероприятий, подвергаются давлению и опасности политический плюрализм, свободомыслие, гарантированные Конституцией Таджикистана», - говорится в заявлении Демократической, Социалистической (платформа М.Нарзиева) и Социал-демократической партий Таджикистана, выдержки из текста которого обнародованы независимым агентством «Азия-Плюс». Лидеры упомянутых партий в подтверждение указанного приводят факты закрытия накануне выборов Маджлиси Оли таких независимых газет, как «Неруи сухан», «Рузи нав», «Оламу Одам», а также газеты ДПТ «Адолат». По их мнению, основной целью подобной позиции властей является «нарушение равновесия между правящей и оппозиционными партиями в пользу НДПТ».
И последний на сегодня «президентский» штрих сегодняшней ситуации в Таджикистане. Осуждение наиболее активных членов Социал-демократической партии Таджикистана (в Согдийской области) Низомиддина Бегматова и Насима Шукурова однопартийцы расценивают однозначно. "Их срок заканчивается именно тогда, когда в стране пройдут президентские выборы", - сказала независимому информационному агентству «Вароруд» председатель Согдийской областной организации СДПТ Дильбар Самадова.
И, наконец, к вопросу, что сегодня важнее для Таджикистана, качество партийной деятельности или количество политических партий. «Главное - чтобы новые политические силы не просто создавали массовку на политическом поле республики, а генерировали собственные экономические и социальные программы реформ. Потому что с этим в стране напряженка» (Умед Бабаханов, Asia-Plus, «Президентские выборы: старт дан?», 7.09.2005).
Все только начинается: