БУШ РАЗРЕШИЛ ИРАНУ СТРОИТЬ АТОМНЫЕ СТАНЦИИ
ЕВГЕНИЙ БАЙ, НЬЮ-ЙОРК, ИЗВЕСТИЯ.РУ
Хозяин ооновского саммита президент США Джордж Буш на некоторое время был вынужден отвлечься от борьбы с последствиями урагана "Катрина" и заняться международными делами. Еще до официального начала работы Генассамблеи он сделал несколько принципиальных заявлений - по иранской ядерной программе и отношениям с Дамаском.
Выступая в Белом доме на пресс-конференции, Буш затронул две острые проблемы американской дипломатии. Первая касается отношений с Сирией. Буш вновь обвинил сирийского президента Башара Ассада в том, что тот не препятствует свободному переходу сирийско-иракской границы исламскими боевиками. Американский президент напомнил сирийскому лидеру, что США не забыли и убийства бывшего премьера Ливана Рафика Харири и считают, что в этом деле Сирия сыграла определенную роль. "Сирийский лидер должен понять, что его страна будет находиться во все большей изоляции из-за того, что правительство не желает сотрудничать с законными властями Ирака и не проявляет должной открытости в отношении того, что оно сделало в Ливане", - сказал Буш. Сам Ассад по непонятной причине в Нью-Йорк не прибыл.
Зато сюда впервые приехал другой "любимец" Америки - президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад. Госдепартамент США вынужден был дать ему въездную визу - Америка не может препятствовать въезду на свою территорию даже главе враждебного государства, если тот едет участвовать в работе Генассамблеи.
Для иранского лидера Буш припас специальное заявление. Президент сказал, что у Ирана "есть право развивать свою ядерную энергетику - но лишь в том случае, если он не станет использовать материалы и технологию для создания ядерного оружия". Это свидетельствует о некотором смягчении позиции США. Похоже, что американцы стали больше доверять "европейской тройке" (Великобритания, Германия, Франция), которая ведет переговоры с Тегераном. В то же время США не отказались от обсуждения иранской ядерной программы в Совете Безопасности ООН.