Цена сотрудничества. Демарш ШОС пал жертвой американских кредитов?
А.ШАКУР, "Эхо"
Министр обороны России Сергей Иванов продолжает свой визит по странам Центральной Азии. Программа насыщенная и во всех отношениях приятная: в Бишкеке глава российского оборонного ведомства подписывает контракт об оказании военно-технической помощи, в Узбекистане посещает совместные российско-узбекские антитеррористические учения... Рост российского влияния в странах Центральной Азии, где уже появились американские военные базы, после андижанского мятежа стал едва ли не самой обсуждаемой темой, а принятый на саммите Шанхайской организации сотрудничества документ с призывом к США определить сроки своего военного присутствия в регионе выдавался российскими комментаторами едва ли не за эпохальное событие.
Однако в те же дни, пока Сергей Иванов продолжал свое победное турне по Центральной Азии, российское информагентство РБК сообщило: США заплатят 23 млн. долл. Узбекистану за использование авиабазы "Карши-Ханабад". Об этом сообщили представители американской администрации. Такое решение было принято правительством США, несмотря на возражения со стороны ряда сенаторов, которые заявили, что Америка не должна сотрудничать с узбекскими властями до выяснения всех обстоятельств, приведших к гибели людей в Андижане.
Как напоминает РБК, еще 26 августа парламент Узбекистана одобрил решение правительства о выводе с территории республики в течение шести месяцев подразделений ВС США, дислоцировавшихся на военно-воздушной базе "Карши-Ханабад". Решение же о выводе американских войск было принято Узбекистаном после того, как представители США выступили с критикой действий узбекских властей, применивших силу при подавлении андижанского мятежа 13-14 мая 2005г.
Пока что СМИ не конкретизируют, выразил ли Ташкент готовность пересмотреть свое решение о выводе военной базы. Однако вряд ли можно поверить, что в Вашингтоне допустили такую "утечку", не заручившись гарантиями, что в ответ получат согласие, а не "гордый отказ". Тем более что экономическое положение Узбекистана оставляет желать лучшего, после андижанского мятежа страна столкнулась с откровенным "бегством капитала", главным образом инвестиционного (в частности, в Узбекистане был закрыт автосборочный завод южнокорейского концерна Daewoo), и официальнму Ташкенту надо думать, как насытить бюджет и решить проблему бедности - иначе по примеру Андижана мятежи будут вспыхивать во многих городах. А такими суммами, как 23 миллиона долларов "за так", разбрасываться не принято. Пример соседнего Кыргызстана тоже как минимум наводит на размышления. Точно так же как и в Узбекистане, синхронно с началом антитеррористической операции в Афганистане на киргизской территории появилась военная база США - "Манас". Однако совсем недавно по соседству с ней была создана уже российская военная база - "Кент". После саммита ШОС российские политики были готовы говорить о закрытии "Манаса" как о свершившемся факте, однако вскоре Кыргызстан посетил министр обороны США Дональд Рамсфельд, а в прессу просочилась информация, что Вашингтон готов предоставить Бишкеку кредит в объеме 200 миллионов долларов. Как того и следовало ожидать, в ходе своего турне глава оборонного ведомства США Дональд Рамсфельд получил заверения, что Пентагон может по-прежнему использовать для своих задач военную базу в Кыргызстане. "Возможно, это именно то предложение, от которого Кыргызстан отказаться не смог. В результате - американские базы останутся в Средней Азии. Разумеется, Россия или Китай на таких условиях предоставить кредит не могут," - иронизирует РБК.
К сказанному остается добавить, что еще в первые дни после нашумевшего саммита ШОС аналитики предупреждали: не исключено, что в ответ на демарш США пустят в ход свои "финансовые рычаги", и тогда весь "пар" заявлений "Шанхайской пятерки" попросту уйдет в свисток. Судя по всему, так оно и вышло.