Алексей Малашенко, Liter.kz, 22.09.2005
Назарбаев достаточно силен, чтобы не закручивать гайки до упора
Политические события на постсоветском пространстве вошли в непрогнозируемое русло. На смену революционным овациям в Кыргызстане и Украине пришли новые политические перемены. Также все ожидают результатов президентских выборов в Казахстане и старта проекта «Преемник» в России. Что на самом деле происходит сегодня в странах СНГ, «ЛИТЕР-Неделе» рассказал член научного совета Центра Карнеги профессор Алексей Малашенко.
ЛИТЕР-Неделя: Алексей Всеволодович, большинство экспертов считают, что Содружество - недееспособная, аморфная и даже мертвая структура. Есть ли на сегодняшний день механизмы, способные «реанимировать» СНГ?
А.М.: СНГ выполнило свою основную функцию - развод стран Советского Союза. Нельзя одновременно работать гробовщиком и поваром. Поэтому в том виде, в котором сейчас существует Содружество, оно недееспособно ни в экономическом, ни в военном, ни в политическом плане. Если я не ошибаюсь, действует всего десять процентов решений, которые принимаются в рамках этой организации. Тем не менее говорить о том, что СНГ пропадет и ему поставят памятник, я бы не стал. Содружество может сохранить за собой, развить и упрочить деятельность на гуманитарном поле. Это было бы полезно всем, и, я думаю, прежде всего России. Наконец, СНГ - это еще и «клуб президентов». Личные контакты и встречи имеют огромное значение. Кстати, Россия выступила с декларацией по поводу активизации эсэнговских контактов в гуманитарной сфере. Это может сработать. Во всяком случае, может возникнуть некое «постсоветское ЮНЕСКО». И в этом должны быть заинтересованы все.
ЛИТЕР-Неделя: На ваш взгляд, существует ли на постсоветском пространстве альтернатива СНГ?
А.М.: Альтернатива чему? Тому, что уже уходит? Видимо, необходимы какие-то новые структуры, новые объединения. Интеграционные структуры наподобие той, что недавно предложили создать президенты Ющенко и Саакашвили, априори негативны. Негатив заключается в стремлении каким-то образом отмежеваться от России, забыть об умирающем СНГ. Украину и Грузию объединяют только революции, они считают себя демократами и что они могут двигаться в сторону Европы. Но тот обоз проблем, который Киев и Тбилиси тащут за собой, не позволяет говорить о том, что их объединение может быть эффективным. Эффективными бывают объединения богатых, энергично развивающихся стран. А не от бедности или кому-то назло. Думаю, что для создания чего-либо реально действующего, в чем были бы заинтересованы общества Грузии и Украины, еще очень далеко.
ЛИТЕР-Неделя: Как вы оцениваете события, происходящие сегодня в Украине?
А.М.: Я не знаю, как они будут развиваться дальше. Мне во всей этой истории приятно только одно: все это делается без истерик, убийств и самоубийств. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко разошлись, они обвиняют друг друга публично, выступают по телевидению. Все это не запрещается. Это лишний раз показывает, что на Украине потенциал демократизма есть. И дай бог украинским политикам открыто, а не «под ковром» решать свои проблемы.
ЛИТЕР-Неделя: США продолжают оказывать давление на постсоветские республики на предмет отсутствия в ряде из них демократических устоев. Кроме того, Вашингтон выделил гранты на открытие демократических СМИ в странах Центральной Азии. Как вы думаете, может ли оппозиция Казахстана «встать под американский флаг»?
А.М.: Я уважаю казахстанскую оппозицию. Но по целому ряду обстоятельств я не думаю, что у них большие шансы. Прежде всего потому, что Нурсултан Назарбаев добился куда больше, чем его соседи по Центральной Азии. Для этого достаточно прилететь из Бишкека в Алматы, и все будет видно сразу. К тому же все эти разговоры о Соросе: Действительно, помощь существует, но только тогда, когда есть кому ее принимать. Помощь появляется на том месте, где что-то может вырасти. Да и позиция тех, кто оказывает поддержку демократизму, не всегда последовательна. Когда военные базы выводятся из Узбекистана, который не соблюдает права человека, в Туркменистан, где их еще меньше, это вызывает улыбку. ЛИТЕР-Неделя: Как вы оцениваете шансы на победу Нурсултана Назарбаева на президентских выборах?
А.М.: Нурсултан Назарбаев на коне. Надо отдать ему должное. Любой стране необходимо развитие и общественных, и политических институтов, и самой политической элиты. Назарбаев достаточно силен, чтобы не закручивать гайки до упора.
ЛИТЕР-Неделя: Все мы хорошо помним провал кремлевских политтехнологий на выборах президента Украины. Будут ли российские политтехнологи участвовать в президентской предвыборной кампании в Казахстане? Если да, то это будут новые пиарщики или Россия изменит тактику?
А.М.: Политтехнология - это профессия, это способ зарабатывания денег. В России сегодня предложения явно превышают спрос. Тем более что доверие к политтехнологам несколько сократилось. В данном случае богатый Казахстан - прекрасное поле для деятельности. Заверяю вас, что российские политтехнологи уже давно в вашей стране. Посевная кампания вовсю идет, но, опять же, еще свежа в памяти Украина. Тут есть две позиции: либо, как было сказано в фильме «Доживем до понедельника», «если человек глуп, то это надолго», либо если он не совсем глуп, то, возможно, чему-то научился. Я просто не знаю, кто чему научился и как будут относиться к тем, кто допустил ошибки. Но в Казахстане есть и свои политтехнологи, надо сказать, ребята вовсе не глупые. Может, они и не захотят пускать чужую лису в свой огород. Хотя лиса уже пошла.
ЛИТЕР-Неделя: По-вашему, в какой из республик СНГ сегодня может произойти следующая революция?
А.М.: Этого никто не знает. Одни говорят, что смена власти произойдет в России, другие считают, что в Азербайджане. Могу предложить массу вариантов. Например, России было бы выгодно, чтобы «красно-оранжевая» революция произошла в Белоруссии. Есть вещи, связанные с межнациональными конфликтами. Например, Карабах. Представьте себе на секундочку, что вдруг завелся Карабах. На кого и как это повлияет? Все это - гадание на кофейной гуще. Этот факт подтверждается двумя вещами: если бы не глупость России на Украине, может, в Киеве события развивались бы иначе. А к смене власти в Киргизии вообще никто не готовился. Тем не менее это произошло.
ЛИТЕР-Неделя: И как вы оцениваете итоги киргизской революции?
А.М.: Да итогов пока нет, потому что в Киргизии собралась очень интересная публика - Курманбек Бакиев, Феликс Кулов, Роза Отунбаева. Акаевская Киргизия находилась в совершенно запущенном состоянии, и времени раздумывать нет. Дай бог новым киргизским властям как можно скорее «разрулить» экономику страны и поднять уровень жизни населения. Если этого не произойдет в ближайшие месяцы (например, до весны ничего не сдвинется с мертвой точки), народ поднимется снова, а власти начнут выяснять, кто из них не прав. Все вернется жутким бумерангом, а Аскар Акаев, который сидит в Московском университете, получит прекрасный повод, чтобы сказать: «Вот чем обернулась ваша революция».
ЛИТЕР-Неделя: Хотя президентские выборы в России пройдут довольно не скоро, в 2008 году, многие эксперты уже заговорили о проекте «Преемник». Называются даже фамилии - Александр Хлопонин, Дмитрий Козак и даже Никита Михалков. Что вы думаете по этому поводу? Владимир Путин заявил, что не намерен баллотироваться на этих выборах:
А.М.: Это было красивое заявление: Конституция не позволяет. Однако Основной Закон страны может измениться. Думаю, что на сегодняшний день в Кремле все, кроме самого Путина, заинтересованы, чтобы он остался. Опять же возникает проблема легитимности, переделки собственности: мы знаем, как только что переделали, а вдруг кто-то еще захочет переделать? Тот же Никита Михалков - у него большие амбиции, и на эту тему можно рассуждать лишь в контексте предвыборных сценариев. Думаю, что скорее всего повторится эксперимент с «темной лошадкой». Но уговаривать Путина остаться политэлита будет до конца. Самому Путину, видимо, лучше всего уйти - он удалится популярным, при высокой цене на нефть и том, что все-таки в России потихоньку начали жить лучше. Естественно, останется Чечня. Но кто ее помнит? Утонет еще одна лодка? Но Путину все прощают: Если бы все зависело от Путина, скорее всего он бы ушел, но ведь российский президент тоже винтик, пусть и самый большой.