Юрий Шамсутдинов. На границе люди ходят хмуро
25.09.07, geo.kz
В последнее время все чаще в Ташкенте на слух стала снова возникать тема перехода через узбекско-казахскую границу. Причем, недовольные, побывавшие недавно в Казахстане, относят свои претензии как к блюстителям порядка на границе с узбекской стороны, так и с казахской. Основной поток недовольства направлен на сам процесс перехода. Узбекские граждане сетуют на то, что он занимает слишком много времени, и по ходу его взимаются какие-то непонятные и нигде не прописанные пошлины. Чтобы прояснить ситуацию мы решили собственными глазами убедиться, что же на самом деле происходит на границе.
Ближайшим пунктом для нас является таможенный комплекс «Гишт куприк». Мы попытались, как абсолютно рядовые граждане, а не как представители прессы, пройти все испытания человека, которому пришлось бы перейти границу с Казахстаном.
Оговоримся сразу: только чтобы пересечь по всем существующим правилам границу между Узбекистаном и Казахстаном в районе «Гишт куприк» у нас ушло полдня.
Сначала нас ожидал паспортный контроль и досмотр узбекских таможенников и пограничников. Ничего не поделаешь. Эта довольно скучная и нудная процедура необходима, как необходима и дотошность служителей соблюдения законности на границе. Зато по ходу продвижения к казахской границе у сотрудников узбекского таможенного поста нам удалось выяснить, что ежедневно в обоих направлениях границу здесь проходят около 1500 человек. Признаться, нас это на узбекской стороне границы не удивило, так как хотя процедура и занимала определенное количество времени, но все же была терпимой. Например, на то чтобы проверить паспортные данные того или иного человека у узбекских погранцов уходило порядка 30-40 секунд, не столь долго длился и досмотр вещей. Как потом для нас стало понятным, во многом такая оперативность достигается узбекской стороной за счет хорошей оборудованности таможенного пункта новейшей техникой.
Трудности и удивление нас ожидали на казахской стороне.
Не хотелось бы обвинять кого-то, но ради объективности стоит отметить, что занесение паспортных данных только одного человека в компьютер таможенников занимало у казахов до трех минут - техническая оснащенность и наличие современной оргтехники оставляют желать лучшего.
Но мы не стали грустить по этому поводу, так как посчитали, что подождать оформления документов в течение трех минут может каждый. Казалось бы, поводов для возмущения мы пока не находили. Но, как выяснилось, мы рано радовались. После паспортной проверки и придирчивого досмотра вещей оказалось, что необходимо встать на учет в казахской миграционной службе. Никто не против, в конце концов, это необходимые меры для учета потока миграции в Казахстан и обратно.
Треволнения начались позже, когда огромная очередь желающих пересечь границу, состоявшая не только из молодых и терпеливых парней и девушек, но и из людей преклонного возраста, маленьких детей и матерей с малютками на руках, автоматически переросла в очередь на обязательное фотографирование в миграционной службе. Стартовый ропот зародился в толпе после того, как из службы вышли первые, как выяснилось, потерпевшие. С них за оформление миграционной карточки взимали сбор. При этом фиксированного тарифа не было, как не было и ни одного документа, указывающего на законность взимания такого сбора, - с узбекских граждан брали от 100 до 1000 казахских тенге. Чем объяснялся такой «разрыв» никто никому так и не объяснил.
При этом буквально загнанные на не столь обширную территорию, огороженную решетками, люди были вынуждены находиться здесь, ожидая оформления всех необходимых карточек, документов и справок, в течение почти трех часов. А это три часа в жаре, без элементарных условий, в том числе воды, туалета и так далее. Признаться, тут мы и осознали всю праведность претензий, так как наши впечатления, вынесенные из рассказов в Ташкенте, стали подкреплять недовольные настроения, появившиеся уже здесь на этой самой огороженной территории. Своего апогея человеческое недовольство достигло в тот момент, когда объявили, что в течение ближайших трех часов пропуск граждан будет временно приостановлен, так как на посту неожиданно отключилась электроэнергия. Как потом стало понятным из выкриков людей, которые попадали в такую ситуацию уже не впервые, подобные электрические казусы на казахской границе - дело привычное. Но ведь от этого страдают, прежде всего, люди, от этого страдает имидж государства.
Уж что-что, а таможенный и пограничный пост можно было оборудовать небольшим автономным трансформатором, который бы исключал возможность таких простоев. Да и об оборудовании соответствующей техникой таких ответственных контрольно-пропускных пунктов руководству казахских пограничников также стоит задуматься. Негоже для получения миграционной карточки одному человеку тратить на это полдня, находясь в условиях близких к «боевым».
Сегодня вопрос об этом не только назрел - он грозит в любой момент лопнуть посредством людского недовольства. А это будет уже международный приграничный конфликт, который не нужен ни Узбекистану, ни Казахстану. Думается, было бы намного лучше, если бы обе стороны сделали все возможное, для того, чтобы облегчить процедуру перехода через границу. Лучше сегодня устранить все шероховатости, чтобы на завтра, не дай Бог, не пришлось с обидой кивать друг на друга.