CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Ю.Сигов: Астана, Душанбе и Бишкек начинают регионально объединяться, не дожидаясь Ташкента и Ашхабада

18 июня 2008

Ю.Сигов: Астана, Душанбе и Бишкек начинают регионально объединяться, не дожидаясь Ташкента и Ашхабада

17 июня 2008, 18:30, CA-NEWS

CA-NEWS (CA) - Тройка больше ждать не будет

"Деловая неделя", Казахстан 16 июня 2008 г. Юрий СИГОВ, Вашингтон

Единое центральноазиатское пространство, о котором пока говорят лишь в чисто географическом и дипломатически-региональном плане, начинает постепенно формироваться. И даже если и в этот раз идея объединения государств Центральной Азии до конца не будет осушествлена, уже сам тот факт, что дело сдвинулось с мертвой точки, весьма обнадеживает.

Конечно, скептики идеи «Соединенных Штатов Центральной Азии» в очередной раз с ухмылкой вспомнят о предложениях президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о региональной интеграции и о явном нежелании сделать это прежде всего со стороны узбекского президента Ислама Каримова. Но теперь, судя по всему, на просторах бывших постсоветских республик Средней Азии вполне может сформироваться ось Астана -Бишкек -Душанбе, причем связи между тремя республиками региона могут стать не просто прагматичными с экономической точки зрения но и весьма успешными.

Вашингтону и Москве легче и удобнее работать со всем регионом. А что выгодно самим странам Центральной Азии?

Не секрет, что любые разговоры о том, что странам Центральной Азии неплохо было бы объединиться, идут давно, и в этих дискуссиях периодически участвуют все ведущие политические и экономические игроки региона. В тех же Соединенных Штатах: и в госдепартаменте, и в министерстве обороны, и в экономических структурах не раз говорили о том, что реализация политики США шла куда бы проще и успешнее, если бы страны Центральной Азии выработали какие-то общие принятые правила и тесно сотрудничали между собой по ключевым международным и региональным вопросам.

В этом плане тому же Пентагону было бы куда проще координировать свое военное сотрудничество с регионом, обсуждать вопросы и сотрудничества на двусторонней основе, и в региональном плане. Наряду с этим и американской дипломатии куда эффективнее можно было бы работать в Центральной Азии, если бы они имели дело с неким центрально-управляемым механизмом принятия решений.

Что же касается экономического сотрудничества, то и здесь под эгидой любой формы объединения стран региона для США было бы намного проще и надежнее инвестировать в различные проекты, в том числе - в энергетические, а также в добычу полезных ископаемых.

Некую форму объединения государств Центральной Азии в принципе давно поддерживает и Москва, но видит в этом обязательную привязку к уже существующим структурам, в которых сама Россия играет главенствующие роли (типа ЕврАзЭС, военно-политической ОДКБ и все еще существующего, но на редкость малоэффективно функционирующего СНГ).

Сами же страны Центральной Азии, будучи во многом все же различными и имеющими после развала СССР весьма сильно отличающиеся друг от друга уровни экономического развития, периодически стремятся то как-то объединить свои усилия (в основном по инициативе президента Казахстана), то потом вновь друг к другу публично теряют интерес, и идея единства в регионе опять уходит в небытие.

Чем же отличается нынешняя ситуация от той, что была, скажем, еще полгода назад? Думается, есть сразу несколько важных моментов, которые подвигли и президента Казахстана, и его сторонников - лидеров Кыргызстана и Таджикистана с большим энтузиазмом отнестись к идее хотя бы начальных форм регионального объединения на основе трех соседних государств.

Сыграли здесь свою роль и крайне холодная прошедшая зима, от которой больше всего пострадали Таджикистан и Казахстан, и обострение в связи с этим водных и энергетических проблем, и наконец крайняя неопределенность состояния всей конструкции какого-либо сотрудничества в Центральной Азии, в которой инициатива одних постоянно наталкивается на явное нежелание что-либо конкретное делать со стороны других.

На Астану смотрят с большей надеждой, чем на Москву и Вашингтон

Так получилось, что за последние пару месяцев мне довелось побывать в Кыргызстане и Таджикистане, поездить по этим республикам, повстречаться как с рядовыми людьми, так с высшим руководством, и составить примерную картину того, что же на самом деле могут получить участники начального центральноазиатского объединения, если оно все же в той или иной форме в ближайшее время состоится.

Мне показалось, что абсолютно не случаен тот факт, что казахстанский президент встречался сравнительно недавно со всеми своими коллегами-соседями, и со всеми ними обсуждал вопрос возможного центральноазиатского объединения. Так вот, и Курманбек Бакиев, и Эмомали Рахмон фактически эту идею сейчас поддерживают (пусть в несколько различной интерпретации, но тем не менее), в то время как президент Узбекистана категорически против какого-либо объединения (да еще по чьей-то посторонней инициативе) в регионе. Что же касается Туркменистана, то его курс на нейтралитет во всем и везде реально не может гарантировать участие этой страны в каких-то амбициозных интеграционных проектах вместе с соседями, поэтому Ашхабад также вряд ли в ближайшей перспективе станет делать шаги навстречу Астане в плане центральноазиатского единства.

Между тем все республики региона прекрасно осознают, что те ключевые проблемы, которые сейчас стоят перед ними, решить поодиночке просто невозможно. Это и проблема внутренних мигрантов, число которых по самым скромным подсчетам достигает 12 миллионов человек. При этом в том же Таджикистане, который считается традиционно чуть ли самым «бедным родственником» в регионе, работают буквально за копейки (так, в городе Турсунзаде, на самой границе с Узбекистаном, узбекские гастарбайтеры работают всего за 3 сомони в день и кормежку в обед - а это примерно 1 американский доллар, в то время как трудившиеся ранее на этих местах местные таджики уехали на более существенные заработки в Россию и Казахстан).

Это и вопросы транспортных коммуникаций, которые для того же Таджикистана приобретают поистине жизненное значение (из-за жесткой позиции таможенных и пограничных служб Узбекистана таджикское руководство к концу будущего года рассчитывает полностью развернуть все свои транспортные магистрали - прежде всего автомобильные и железные дороги - через территорию Кыргызстана и Казахстана на Россию).

В свою очередь для товаров, идущих из Таджикистана, Афганистана и Ирана через территории Казахстана и Кыргызстана, станут транзитными, что обеспечит в их казну важные валютные поступления.

Вполне реально оживить сотрудничество в регионе в области науки и образования, тем более что тот же Казахстан уже подготовил целую прослойку весьма неплохих менеджеров, получивших образование в ведущих западных университетах и колледжах. В тех же Кыргызстане и Таджикистане казахстанский бизнес сейчас ведет большое количество самых разнообразных проектов, что гарантированно даст возможность для трех соседних республик региона плотно и успешно сотрудничать в этой сфере.

Не в последнюю очередь успешным может быть и сотрудничество в сфере культурно-гуманитарных связей. На территории соседних республик Центральной Азии проживает большое количество диаспор, но если в том же Узбекистане отношения с этническими таджиками, кыргызами и казахами, мягко говоря, достаточно напряженные, то нахождение тех же кыргызов в Таджикистане и Казахстане, и труд 50 тысяч таджикских временных рабочих в Казахстане особых проблем для этих государств не создает.

Объединяет эти три республики и русский язык, на котором они без проблем могут общаться и решать все вопросы как при взаимодействии представителей руководства, так и на всех других уровнях.

Наконец, совместно можно успешно бороться с наркотрафиком и терроризмом, тем более что к тому готовы во всех возможных вариантах подключиться (и материально, и техническими средствами) страны Евросоюза и Соединенные Штаты. Американцы уже оказывают серьезную помощь Кыргызстану и Таджикистану в этом деле, а европейцы помогают Душанбе обустраивать и надежно охранять границу Таджикистана с Афганистаном.

Есть ли смысл ждать «опаздывающих на поезд центральноазитской интеграции»?

Совершенно очевидно, что на нынешнем этапе три страны региона - Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан могут начать процесс постепенной интеграции, за которым гарантированно будут с большим вниманием наблюдать те, кто пока в нем желания принимать не демонстрирует.

Думается, что прежде всего реально начать можно было бы с создания зон свободной торговли, которые могут стать самым главным аргументом дальнейшего укрепления сотрудничества между тремя соседними республиками. Пусть экономическое и финансовое положение Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана сейчас разнится, но при развитии совместной беспошлинной и открытой торговли ситуация будет меняться в лучшую для соседей Казахстана сторону.

Важно, что сейчас и президент Кыргызстана, и его таджикский коллега, если не полностью, выступают за региональную интеграцию, то по крайней мере они добровольно, а не по чьей-то указке хотят сотрудничать. Объединение усилий Астаны, Душанбе и Бишкека будет в этом случае не каким-то политически мотивированным, и исключительно прагматическим шагом, поскольку принесет всем участвующим в этом процессе сторонам солидные экономические дивиденды.

Нельзя также забывать о том, что на сегодня в Таджикистане и Кыргызстане существует сильная общественная поддержка более активного регионального сотрудничества, и в этом плане Казахстан с его финансовыми и экономическими возможностями выглядит для них куда более предпочтительным, нежели сотрудничество с не очень-то рвущимися помогать региону Россией и Соединенными Штатами.

Есть определенный консенсус относительно этой интеграции и на уровне лидеров тех республик Центральной Азии, что для этого региона - одна из главных гарантий возможного успеха. Президент Таджикистана Рахмон вообще считает, что в подобном сотрудничестве надо как можно быстрее переходить к конкретным делам и достижениям. И создание единого инвестиционного фонда с Казахстаном в размере 100 млн долларов рассматривается в Душанбе как первый и очень важный шаг на пути более тесной интеграции центральноазиатских государств.

Самое главное - это дать процессу интеграции реальный, а не декларативный старт с тем, чтобы показать всем сомневающимся и критикам серьезность подобного намерения. Казахстан со своей стороны в этом случае может стать своеобразным объединяющим центром оси Астана - Бишкек - Душанбе, причем соседние лидеры в таком «прагматическом старшинстве» президента Назарбаева только поддержат.

Что касается участия в этом сотрудничестве Узбекистана, то на данном этапе (то есть при нахождении у власти в этой республике нынешнего руководства) на него рассчитывать не приходится, да и нет никакой особой необходимости ждать, пока Ташкент поменяет свою региональную политику.

Несколько иной расклад может быть с Туркменистаном. Президент Гурбангулы Бердымухамедов - человек хитрый, но вместе с тем очень прагматичный, и если лидеры стран региона будут лично убеждать его в выгоде подобной кооперации для Туркменистана и сами смогут добиться определенных успехов прежде всего в экономике, то Ашхабад вполне может начать тесно сотрудничать со своими центральноазиатскими соседями уже в самое ближайшее время.

Конечно, подобное сотрудничество на региональном уровне еще раз продемонстрирует, что связи между республиками региона пока не в состоянии развивать в нужном объеме ни СНГ, ни ЕврАзЭС, ни Шанхайская организация по сотрудничеству. При этом все страны Центральной Азии гарантированно будут продолжать вести диалог с той же Россией, Китаем и другими странами и в рамках этих структур. Но в том, что касается чисто реальных дел - особенно экономических - им явно будет выгодно координировать свои усилия именно на «межсоседском уровне».

ca-news.org

Предыдущая статья«Эксперт Казахстан»: C июня в Казахстане вступил в силу новый порядок привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа
Следующая статьяВсемирный банк дает Узбекистану еще $300 млн. На "повышение благосостояния населения"