CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Беженцы из Узбекистана - «бельмо на глазу» УВКБ?

24 июня 2008

Беженцы из Узбекистана - «бельмо на глазу» УВКБ?

23.06.08 18:19- UzNews.net

Uznews.net - Узбекские беженцы в Кыргызстане, ожидая месяцами, а то и годами получения возможности переселения в третью страну, чувствуют себя полными изгоями, и УВКБ ООН, по их словам, играет в этом не последнюю роль:

Алишер Сарбон для Uznews.net

Каждый, кто встал на тернистый путь правозащитника, особенно, в таком тоталитарном государстве, как Узбекистан, в глубине души надеется, что если ему придётся покинуть свою Родину в качестве политического беженца, то на чужбине он не будет чувствовать себя отрезанным и выброшенным ломтем. Он же знает, что есть УВКБ ООН, различные международные правозащитные организации, которые его не бросят в беде.

Но эти иллюзии почти у всех рассеиваются, буквально, на следующий день после пересечения границы, у некоторых - через неделю, а у особо терпеливых - через пару месяцев. Почему?

Так уж повелось, что на политбеженцев в странах СНГ смотрят не как на соратников в общем деле по продвижению демократии и справедливости во всём мире, а как на тех изгоев, которые сами виноваты в своём положении.

Да, узбекские беженцы не захотели стать жертвами режима Ислама Каримова и избрали себе тяжкий путь сторонника демократии. Но разве это вина?

Наверное, да, если посмотреть на действия чиновников представительств УВКБ ООН, которые бывают, порой, откровенно непонятны - дела беженцев ими рассматриваются годами, в некоторых семьях уже родились дети.

Причем, на все вопросы беженцев они отвечают вежливо, что делают всё возможное, и сами же сетуют на ужасную неповоротливость всего механизма УВКБ ООН. Но разве можно считать такое положение нормальным?

Чтобы лучше понять истинное положение наших беженцев, давайте обратимся к цифрам на примере Кыргызстана. При минимальном прожиточном минимуме в Бишкеке в 3200 сомов ($ 1 равен 36,3 сома) в месяц на одного человека семья узбекского беженца, в среднем, состоящая из трёх человек, в самом лучшем случае может надеяться в течение года только на три пакета продуктов питания ценой в, приблизительно, 1000 сомов каждый.

При стоимости аренды квартиры, в среднем, 200 долларов (более 7200 сомов) в месяц, семья беженца может надеяться, что, возможно, получит помощь в размере 2000 сомов, но не более трёх раз в год. Вот и крутись, как хочешь.

При этом, узбекских беженцев преследуют проблемы не только материального характера, но еще и проблемы общения с представителями местной власти. Так, сотрудники местной милиции давно познали одну примету: встреча с узбекским беженцем - к деньгам.

Именно так и только так приходится откупаться беженцам от милиционеров, которые на все их попытки доказать, что пребывают в стране на законном основании, показывая свидетельства Госкомитета по миграции и занятости (где, между прочим, есть и отметка одного из подразделений МВД), отвечают с ухмылкой, мол, эти свидетельства для них - не документы. И за обеспечение подобной безопасности никто в УВКБ ООН ответственности не несёт.

Вот и вынуждены узбекские беженцы годами жить в таком подвешенном между молотом и наковальней состоянии. Что, естественно, сказывается не только на их физическом здоровье.

Учёными установлено, что для нормального психического здоровья оптимальным соотношением положительных и отрицательных эмоций является - 7:1. В нормальных условиях ребёнок смеётся в день 400 раз, взрослый - 15. Беженцы давно не видели улыбок на лицах своих детей.

В настоящее время в Кыргызстане проживает около 800 беженцев из разных стран - цифра, по сравнению с Африкой, мизерная, глядишь, вот-вот закроют Представительство УВКБ в этой республике (слух об этом гуляет давно). Может, в этом и кроется разгадка медленной работы аппарата УВКБ в Бишкеке? Видимо, кому-то выгодно держать количество беженцев в определенных параметрах, чтобы не лишиться высокооплачиваемого места.

Большое разочарование вызывают случаи, когда многодетным семьям беженцев та или иная страна отказывает в предоставлении убежища. Может, сотрудникам УВКБ ООН стоит задуматься о более качественном оформлении личных дел беженцев, чтобы отказов было как можно меньше?

Незабвенный Козьма Прутков как-то изрёк: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому что сии вещи не входят в круг наших понятий». Может быть, такие понятия, как человеколюбие и сострадание просто не входят в круг понятий сих чиновников - «гуманистов»?..

Алишер Сарбон - беженец из Узбекистана, издатель газеты для узбекских беженцев «Хижрат сарбони» («Путеводитель эмигранта»).

uznews.net

Предыдущая статьяВ Ашхабад прибывает делегация Словацкой Республики
Следующая статьяПрезидент Туркменистана подписал ряд Постановлений