"Космический прорыв" Ирана
Запуск спутника в ИРИ вызвал беспокойство у США
19 Августа 2008 , Echo
Т.АНСАРИ
Иран объявил о своем космическом прорыве. В воскресенье, 17 августа, на орбиту выведен первый иранский искусственный спутник Земли. Об этом сообщило официальное информационное агентство ИРНА со ссылкой на коммюнике объединенного штаба Вооруженных сил ИРИ. Как указывается в документе, "Запуск ракеты-носителя "Сафир" ("Посланник") с первым иранским спутником "Омид" ("Надежда") прошел успешно". Он был приурочен к отмечаемому сегодня религиозному празднику - дню рождения 12-го "скрытого" имама Мехди, особо почитаемого мусульманами-шиитами. Как сообщил журналистам официальный представитель правительства ИРИ Голям Хосейн Эльхам, "президент страны присутствовал на стартовой площадке во время запуска телекоммуникационного спутника "Омид"". По словам чиновника, "старт был осуществлен по приказу главы исполнительной власти ИРИ".
Одновременно государственное телевидение ИРИ распространило кадры, на которых запечатлен старт некой ракеты в темное время суток. На ракете отчетливо видна надпись: "Сафир - Омид" ("Посланник - Надежда"). А агентство "Фарс" особо подчеркивает, что "иранские ученые самостоятельно разработали спутник "Омид" в условиях, когда развитые страны не предоставляют Ирану ни одной, даже самой ничтожной детали, необходимой для создания таких объектов".
Как отмечают аналитики, еще 4 февраля нынешнего года Иран сделал собственную "космическую заявку", объявив об испытаниях ракеты "Кавешгяр-1" ("Исследователь-1"): как тогда утверждалось, она предназнается для вывода на орбиту первого иранского спутника.
Первоначально иранские СМИ указывали, что ракета доставила на орбиту телекоммуникационный спутник Oмид ("Надежда"), однако позднее Космическое агентство Ирана внесло коррективы в эти сообщения. Согласно уточненным данным, ракета-носитель "Сафир" вывела на орбиту макет спутника с неким оборудованием, что иранские власти также назвали беспрецедентным для страны достижением.
Аналитики между тем советуют вспомнить опыт первого запуска собственного спутника в КНДР: это событие не сделало Северную Корею космической державой в полном смысле слова, но заставило серьезно переоценить данные о ее ракетном потенциале. Так или иначе, на фоне растущей обеспокоенности в связи с военными и двойными ракетно-ядерными программами ИРИ запуск спутника, означающий, кроме всего прочего, наличие у Ирана более мощных ракет, способных нести большую "полезную нагрузку" (а это может быть не только спутник, но и боеголовка) вызвал в мире неоднозначную реакцию. Пентагон высказал мнение, что они свидетельствуют о реальности угрозы со стороны ИРИ и являются лишним аргументом в пользу развертывания ПРО в Европе.
Администрация президента США Джорджа Буша также выразила обеспокоенность продолжающимися испытаниями ракет-носителей в Иране. "Строительство и испытания Ираном ракет вызывает беспокойства и дальнейшие вопросы относительно намерений этой страны", - заявил официальный представитель Белого дома Гордон Джондро. "Это испытание и возможное применение данных технологий для программы баллистических ракет несовместимы с обязательствами страны перед Советом Безопасности ООН", - приводит слова Г.Джондро ВВС.
В Израиле многие также выразили озабоченность в связи с новым доказательством развития ракетостроения в Иране, но бывший директор космического агентства депутат Кнессета Ицхак Бен-Исраэль заявил радиостанции "Коль Исраэль", что Тегеран и раньше располагал ракетами, способными поразить цели на территории еврейского государства, например, "Шихаб-3". Он подчеркнул, что опасность для Израиля представляет не ракетная, а ядерная программа Ирана.
Однако, несмотря на то, что многие страны весьма сдержанно отнеслись к иранскому запуску спутника, рост изоляции ИРИ, в том числе и на "мусульманской улице", тоже говорит о многом. Так, по сообщению ряда СМИ, стратегическая сделка в сфере энергетического сотрудничества между Ираном и Турцией не состоялось: турецкий президент Абдулла Гюль в конце прошлой недели принимая иранского лидера Махмуда Ахмадинеджада, заявил, что подготовка к подписанию оказалась недостаточной, а министрам энергетики двух стран дано поручение "проделать более детальную работу".
Как напоминает "Время новостей", предварительное соглашение о сотрудничестве в газовой сфере было подписано между двумя странами летом 2007 года. Документ предполагал участие Турции в разработке месторождений в Иране (в том числе некоторых фаз гигантского "Южного Парса", который недавно покинули Shell, Repsol и Total), закупке и транзите иранского газа в Европу. Иран в таком случае получал доступ к трубопроводу "Набукко", что повышало его роль в европейской энергетике. Однако Вашингтон неоднократно предостерегал Турцию, которая входит в НАТО и имеет плотные связи с США и Израилем, от ведения совместного бизнеса с Тегераном, и, несмотря даже на то, что Турция взяла на себя роль посредника в урегулировании отношений Ирана с Западом, "газовая сделка" не состоялась.