Гарант коллективной безопасности в Евразии?
19.08.2008, ПОЛИТКОМ.RU
Сергей Расов
Главная интрига саммита остается: будет ли ШОС постепенно трансформироваться в военно-политический блокВ конце августа в Душанбе состоится очередной восьмой саммит глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. За эти годы из мало известной организации ШОС превратилась в серьезную структуру, имеющую политический вес и влияние. Нет сомнения, что саммит ШОС в Таджикистане, учитывая последние события на Северном Кавказе, приобретает особый смысл. Напомним, что еще совсем недавно страны входящие в Организацию, очень осторожно намекали на ее дальнейшее расширение. Предполагалось, что будет введена новая степень по пути полноправного участия в ШОС - это придания некоторым кандидатам статуса - Партнер по диалогу.
Однако недавнее заявление министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи о том, что Таджикистан по-прежнему будет лоббировать интересы Ирана, говорит о том, что Иран не устраивает статус «наблюдателя» или «партнера».
- Позиция Таджикистана по поводу вступления Ирана в эту организацию является чёткой и ясной. Эта страна занимает достойное место в сегодняшнем и будущем дне региона и мира. Несомненно, её вступление приведёт к усилению Шанхайской организации сотрудничества», - заявил Хамрохон Зарифи в интервью агентству «Ховар». Также министр намекнул, что «не исключено, что ряды стран, которые пожелают вступить в неё, расширятся».
Ситуация с Ираном довольно патовая. Очевидно, что вхождение такой проблемной страны, как Иран в состав организации, способно нарушить стабильность внутри ШОС, и обострить отношения Шанхайской организации с США и странами Запада. С другой стороны, Иран, который в марте 2008 года подал официальную заявку на членство в ШОС невольно «закрыл» путь в организацию другим странам. Включение в состав ШОС других стран-претендентов в обход стоящего в первой очереди Ирана, привело бы к политическому скандалу внутри организации. Далее, вступление Индии в ШОС, ближайшего союзника России, будет заблокировано Китаем, по очевидным причинам не желающего усиления пророссийского лобби. Наверное, можно было бы найти консенсус и одновременно принять в организацию и Индию, и Пакистан. Как известно Пакистан пользовался до недавнего времени особым расположением Поднебесной. Однако отставка президента Пакистана Первеза Мушаррафа серьезно меняет планы и, несомненно, повлияет на повестку дня саммита. Во-первых, Мушарраф активно боролся с радикальными исламскими организациями, имеющими отношения к Синьцзян-Уйгурскому автономному району КНР и обеспечивал стабильность в районе пакистано-китайской границы. Во-вторых, изменение политической обстановки в Пакистане значительно отдаляет страну от полноправного членства в этом региональном объединении. В-третьих, возникает озабоченность, прежде всего Индии и Китая вопросами ядерного вооружения этой страны.
Вполне логично предположить, что и вопросы, вызванные военным конфликтом на Северном Кавказе, также будут в повестке дня. Возможно, что на саммите будет предложено рассмотреть вопрос о создании нового миротворческого контингента, но не на основе прозападных ОБСЕ, ООН, а на базе ШОС. В этом случае Шанхайская организация сотрудничества могла бы в перспективе взяться и за решение афганской проблемы. Понятно, что хозяин саммита - Таджикистан, имеющий протяженную границу с Афганистаном, кровно в этом заинтересован. Что касается еще одного потенциального члена ШОС - Монголии, то недавно в эту страну нанес свой визит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И хотя, в совместном заявлении не содержится пункта, что Казахстан активно поддерживает повышение статуса Монголии в Шанхайской организации сотрудничества с наблюдателя до полноправного члена, тем не менее, в нем сказано:
- В рамках сотрудничества Монголии с ШОС выражают заинтересованность в активизации взаимодействия в таких областях, как энергетика, инфраструктура, коммуникации и транспорт. Республика Казахстан приветствует усилия Монголии в этом направлении. Конец цитаты. Из этого следует, что пока интересы Монголии в ШОС Казахстан продвигать не будет, по той простой причине, что Монголия для Нурсултана Назарбаева не является приоритетным торговым партнером или военным союзником. Так что постоянным членам ШОС придется сохранять существующий статус-кво и медлить с решением по вопросу включения в состав организации новых членов, используя в качестве аргумента - действующий уже два года мораторий на расширение Шанхайской организации.
Тем не менее, учитывая все последние события, главная интрига саммита остается: будет ли ШОС постепенно трансформироваться в военно-политический блок? В этом случае Шанхайская Организация Сотрудничества могла бы в новых условиях стать гарантом коллективной безопасности в Евразии, включая Центральную Азию и Кавказ.