International Crisis Group: «Кыргызстан: обманчивое спокойствие»
19 сентября 2008, 08:46, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - ИА АКИpress представляет обновленный аналитический материал международной группы по предотвращению кризисов - International Crisis Group (ICG) «Кыргызстан: обманчивое спокойствие». Данный аналитический материал посвящен политической и экономической ситуации в стране.
Надвигающийся кризис
В разгар лета руководство страны начинало проявлять признаки реальной обеспокоенности продовольственной и энергетической проблемами. Эти вопросы, требующие решения, мало соотносилось с реальной практикой поиска выхода из ситуации.
Июль - обычно мертвый сезон в политической жизни Кыргызстана. Политический класс обычно уходит в отпуск, а в этом году даже главное информационное Интернет-агентство на месяц прекратило свою работу. Взрыв активности высшего руководства страны, однако, показал, что оно, наконец, озадачилось быстро приближающимся двойным кризисом - ростом цен на продовольствие и энергетическими проблемами.
17 июля Президент К.Бакиев неожиданно прилетел в Москву для однодневной встречи с российским руководством. Этому визиту не было дано никаких объяснений, кроме невнятных ссылок на предстоящий саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), проведение которого было намечено на середину августа в Таджикистане.
Сообщения, опубликованные российскими СМИ, показали, что Кремль воспользовался этой возможностью, чтобы обсудить многие острые проблемы двухсторонних отношений. В их число вошли функционирование американской базы в аэропорту Манас вблизи столицы страны; застопорившиеся переговоры по приобретению Россией предприятия «Дастан» в Бишкеке, производившего торпеды; и трудности, с которыми сталкиваются российские банки при открытии отделения в Кыргызстане.
К.Бакиев почти наверняка искал способы, как пережить эту зиму. В нескольких хорошо информированных российских газетах сообщалось, что он фактически приехал просить продовольствия или помощи в финансировании чрезвычайных продовольственных программ. Учитывая последующие обращения к международным организациям, было бы неудивительно, если он также попросил кредитов на закупку топлива. Очевидно одно, что ко времени своего отбытия в Москву, он был крайне озабочен энергетическими проблемами.
Правительству было известно о растущих трудностях с начала 2008 года. Ситуация была простая, но зловещая. Уровень воды в крупнейшем Токтогульском водохранилище - основном источнике электроэнергии в стране был катастрофически и необъяснимо низким. Если эта ситуация сохранится, предупредил в марте министр энергетики Сапарбек Балкибеков, огромные турбины Токтогульской гидроэлектрической станции остановятся к январю 2009 года.
В попытке предотвратить такое развитие событий весной были начаты отключения электроэнергии, когда жители домов в большинстве районов страны оставались без электричества до восьми часов в день. Это не принесло существенных результатов. В разгар лета уровень воды все еще был еще существенно ниже, чем в то же время в 2007 году. Согласно официальным данным, часть водохранилища оказалось высохшей. 21 июля премьер-министр Игорь Чудинов повторил мартовское предупреждение.
Решения, предложенные правительством не впечатляли. Президент и премьер-министр набросились на министра и других главных должностных лиц министерства энергетики, обвинив их в пассивности. В публичном выступлении, сделанном примерно в то время, когда президент нанес визит в Москву, Бакиев призвал к проведению «адресных» отключений электричества.
«В первую очередь нужно отключать сауны, элитные многоэтажные коттеджи и особняки, которые отапливаются электроэнергией», - заявил он. Все эти здания нужно перевести на отопление углем, сказал он, не объяснив, как это сделать до начала зимы. Однако не только элита обогревает свои дома электричеством. Министр образования недавно заявила, что половина средних школ страны также отапливается электричеством и их придется закрыть в январе и феврале 2009 года.
Но правительству не удалось внятно объяснить причины дефицита воды. 25 июля премьер-министр Чудинов заявил должностному лицу Всемирного Банка, что уровень воды в Токтогульском водохранилище находится на самой низкой отметке с 1972 года. Неделю спустя он выдал более спокойный комментарий, отметив, что «маловодные циклы» случаются каждые 6-7 лет. В конфиденциальных беседах однако, хорошо осведомленные должностные лица и эксперты, близкие к президентской администрации утверждали, что вода из этого водохранилища была выведена предыдущей зимой и продана Казахстану очень влиятельной фигурой, близкой к правящей семье. Официальные источники отклонили эти утверждения как абсолютно необоснованные.
Наконец, в начале августа Чудинов разъяснил серьезность ситуации. Кыргызстан должен будет этой зимой уменьшить потребление электроэнергии, по меньшей мере, на 30%, заявил он, и этого будет достаточно только для освещения: «но никак не для электрического обогрева». Ситуация в области электроэнергии еще больше осложнена тем, что устаревшая тепловая электростанция Бишкека не сможет работать на полную мощность. В конце июля Чудинов пожаловался должностному лицу Всемирного банка, что правительству удалось выделить только 40% средств, необходимых для обеспечения работы ТЭЦ наступающей зимой.
Этот кризис демонстрирует все признаки прогресса от чисто экономической и социальной трагедии до серьезной проблемы политической легитимности. Если в июне высокопоставленные должностные лица передавали слухи о незаконном отведении воды шепотом, то к июлю должностные лица соседней страны рассматривали их как общепринятую истину. К началу августа слухи о продаже воды Токтогульского водохранилища «налево» обошли весь Бишкек.
Пока не было явных признаков того, что Россия готова оказать помощь. Правительство попросило благотворительную помощь у международных структур, также не получив положительного ответа. Не получив помощи извне, страна сталкивается с риском не только бедственной, холодной и голодной зимы, но также и экономического кризиса, поскольку отключения электроэнергии поражают предпринимательский сектор, также как и жилища. Это, в свою очередь, вполне способно вывести из спячки старую оппозицию или придать смелости новым, возможно, более радикальным силам, способным бросить вызов режиму.
Заключение
Несмотря на слухи, что президент планирует в скором времени уйти в отставку, из его лагеря исходят четкие сигналы о его намерении баллотироваться на второй пятилетний срок в 2010 году и надежде затем в 2015 году вручить бразды правления такому преемнику, которому можно было бы доверить защиту своих интересов. Достичь этого будет нелегко. Укрепление власти Бакиева было тщательно запланировано и педантично исполнено, но это не решило проблему хронической политической нестабильности Кыргызстана.
Традиционные линии разлома кыргызского общества, раскол между севером страны, где преобладают этнические кыргызы, и югом, со значительным узбекским меньшинством, остаются спокойными. Наиболее важно, что монополия президента на патронаж, с одной стороны, обогащает его союзников, с другой, лишает потенциальных противников шансов собрать средства на проведение значимой политической кампании. Но эти изменения, несомненно, усилили возможные источники нестабильности, и временное затишье, которое отмечается сейчас на политической арене, может быть вызвано как некомпетентностью оппозиции, так и предвидением правящей партии. Режим практически сталкивается с угрозами по меньшей мере, из трех источников: со стороны улицы, от лишенной избирательных прав и все более запуганной политической элиты и из-за разногласий в своих собственных рядах.
Декабрьские выборы 2007 года и создание управляемого парламента можно назвать успешной операцией, выполненной в очень узких политических рамках. При этом команда Бакиева воспользовалась всеми доступными преимуществами, от послушных судов и Центральной избирательной комиссии до контролируемых электронных СМИ. Но руководство страны глубоко ошибается, если оно полагает, что подобной легкостью ему удастся разрешить проблемы энергоснабжения и продовольственного обеспечения.
Инфляция и энергетический кризис - это проверка не качества политических технологий, а способности к государственному управлению. Они угрожают обнажить глубокую слабость административных и политических структур, так же, как и их коррумпированность сверху донизу. Кроме того, незаметно абсолютно никаких признаков того, чтобы создание «вертикали власти» Бакиева способствовало улучшению повседневного функционирования правительства. Даже, если правительство на деле попытается принять разумные меры по улучшению ситуации, велика вероятность того, что они будут подорваны коррупцией и непотизмом.
Отдельные сообщения свидетельствуют о глубоком разочаровании народа в администрации Бакиева после выборов. В настоящее время оно выражается, скорее, в пассивном неприятии системы, нежели в явном гневе или агрессивности. Это положение может измениться. Цены на продукты растут быстрее, чем ожидалось, так же, как и инфляция, даже по государственным, осторожным, и не всегда надежным оценка. Мало кто из должностных лиц или простых граждан полагают, что, если не будет исключительно мягкой зимы, отключения электроэнергии ограничатся только отсутствием отопления в домах.
Дальнейшее ухудшение условий жизни может вызвать серьезное возмущение населения, уже обеспокоенного отключениями электроэнергии, продолжающимся ростом цен на горючее и воспоминаниями о тяжелой прошлой зиме, когда хрупкая энергосистема страны оказалась не в состоянии обеспечить нужды населения. Если возмущение перерастет в акты насилия, то можно ожидать разгула жестокости, разрушений и ксенофобии. Остатки дискредитированной оппозиции могут оказаться не в состоянии придать проявлениям народного гнева контролируемую форму.
Национальная элита, как политическая, так и деловая, обеспокоена и приготовилась защищаться. Старшие советники Бакиева говорят, что они были бы не против лобовой атаки остатков оппозиции - это «развязало бы нам руки», - заявил один из них. И они действительно могли бы использовать всю необходимую силу для подавления волнений. Бывший высокопоставленный представитель структур безопасности, вспоминая о событиях марта 2005 года, заявил о своей тогдашней уверенности в том, что Акаев никогда не отдаст свом войскам или милиции приказ открыть огонь. И действительно, Акаев этого не сделал. «Теперь никто не сомневается в том, что эти лидеры отдали бы такой приказ, недолго думая».
Администрация Бакиева, если она сможет проявить достаточную жестокость, сможет восстановить контроль над ситуацией при помощи силы, а затем провести кампанию в СМИ, которые попытаются нарисовать картину добросовестного государства, постепенно решающего проблемы всех граждан.
Силовые решения использовали другие страны региона, так же как и государства, расположенные далеко за его пределами. Это средство действует некоторое время, но не решает коренных проблем. Кроме того, проблемы нынешнего руководства сложнее, чем они кажутся на первый взгляд. У него незначительный опыт управления страной в кризисной ситуации. Его узкая политическая база рискует расколоться. Признаки разногласия в правящей группе способны активизировать ее противников, в то время как отсутствие единства может оказаться еще более опасным, если руководство страны столкнется с необходимостью принять жесткие меры для подавления волнений.
Этот год, который начался столь многообещающе для К.Бакиева и его стратегов, может завершиться на более сложной, пессимистической и, возможно, угрожающей ноте. И многострадальное население Кыргызстана рискует в очередной раз столкнуться с периодом экономических и политических потрясений.
Бишкек/ Брюссель, 14 августа 2008 года.