Кризис на Wall street затронет Узбекистан
03.10.08 20:50, UzNews.net
Uznews.net - Неинтегрированность экономики Узбекистана в мировой рынок смягчит последствия для него финансового кризиса, разразившегося в США, но он затронет Узбекистан через Россию и Казахстан, считает аналитик из Нью-Йоркской Wall street Фархад Иногамбаев.
Изолированная от внешнего мира экономика Узбекистана, основу которой составляет продажа сырья - энергоносителей, хлопка, золота и других ценных ресурсов, а также строгий контроль со стороны властей над поступлением иностранных инвестиций, всегда были тормозом для экономического развития страны.
Но, как это не странно, эта изолированность облегчает сегодня для экономики Узбекистана последствия финансового кризиса, бушующего в США, считает Фархад Иногамбаев, бывший советник по финансовым вопросам дочери президента Гульнары Каримовой, а теперь - аналитик инвестиционного банка на знаменитой Нью-Йоркской Волл-стрит.
В США кризис уже назвали самым серьезным со времени Великой депрессии 30-х годов прошлого века, он уже привел к банкротству нескольких крупных банков, как Lehman Brothers, Bear Stearns, и сливания Merrill Lynch с Bank of Amerika, что потребовало срочного вмешательства правительства.
Сенат и Конгресс США всю эту неделю голосуют за план спасения экономики, предложенный президентом Джорджем Бушем стоимостью 700 млрд. долларов, которые правительство намерено взять из кармана налогоплательщиков.
Происходящее сегодня в США, по мнению Фархада Иногамбаева, можно было предсказать уже несколько лет назад, наблюдая, как банки и инвестиционные компании, подавшись соблазну заработать большие деньги на постоянно дорожавшем рынке недвижимости, вкладывали деньги в раздачу кредитов.
Все финансовые операции, проходившие последние годы на Волл-стрит, Иногамбаев объясняет по упрощенной схеме: Федеральный резервный банк США, установив низкую, 2%-ую учетную ставку для получения кредитов, сделал их привлекательными для инвестиционных банков, которые, получив их, тут же отдавали под более высокие проценты банкам, которые еще за более высокие ставки давали кредиты частым лицам.
Из-за постоянно роста цен на недвижимость, как рассказывает Иногамбаев, схема была беспроигрышной. Так как, даже если человек не мог расплатиться с кредитом, банк ничего не проигрывал, так как ему оставался дом, цена которого стала лишь выше.
«Поэтому банки раздавали кредиты налево и направо», - говорит Иногамбаев, - часто, не проверяя кредитную историю людей, их платежеспособность».
Но этот экономический рост не мог продолжаться бесконечно. Спад, по мнению Иногамбаева, начался уже в конце 90-х и начале 2000 годов, когда начали «лопаться» современные технологические компании, успешно развивавшиеся в 90-х, и акции которых стоили баснословные деньги, хотя за ними, на самом деле, ничего не было.
Следующим ударом для экономики США стали теракты 11 сентября 2001 года, и начатые после США две войны - в Афганистане и Ираке. А последним - стал рост цен на газ и нефть.
Повышение цен на топливо мгновенно отразилось на покупательской способности населения, рассказывает Иногамбаев. «Люди стали тратить меньше денег, а расходы людей составляет 30% ВВП США, стали сокращаться рабочие места, ранее получившие кредиты, оказались не в состоянии их выплачивать, и что важно - прекратился рост цен на недвижимость», - говорит Фархад Иногамбаев.
В итоге, банки оказались без денег, начался кризис ликвидности - то есть недостаток денег на рынке капитала, акции и облигации, стоившие ранее огромные деньги, так как их гарантом был дорогой жилищный рынок, начали обесцениваться.
Меры, предпринимаемые сегодня правительством США, по мнению Иногамбаева, являются правильными. Так как от кризиса пострадают не только «жадные богачи» с Волл-стрит, но вместе с ними в одной лодке находятся главные составляющие экономики и благосостояния людей - в банках на Волл-стрит хранились пенсионные накопления людей, кредиты под малый и средний бизнес и многое другое.
Говоря о положении в Узбекистане в связи с кризисом в США, Иногамбаев замечает, что он не знает ни одной узбекской компании, которая выпустила бы акции, котировки которых определяли бы торги на мировых биржах, в отличие от Казахстана и России.
Поэтому, по мнению Иногамбаева, Узбекистан почувствует влияние американского кризиса через Россию и Казахстан. Российская экономика уже поставлена на колени, считает Иногамбаев.
Российские компании уже потеряли миллиарды долларов из-за резкого снижения котировок их акций. За последние пять месяцев, как сообщает российская пресса, их цена упала на 60%, в то время, как иностранные инвесторы продолжают выводить свой капитал из страны.
Что это означает для Узбекистана? Это означает, говорит Иногамбаев, что в России прекратится строительный бум, наблюдавшийся последние годы. Так как почти все стройки шли за счет получения кредитов в той же Америке, опять же, кредиторы делали ставку на бесконечный рост цен на недвижимость.
«Бурное строительство прекратится, а значит, миллионы узбекских гастарбайтеров останутся без работы. А ведь они посылают миллиарды долларов в год в Узбекистан, что наполняет рынок страны валютой, повышает покупательскую способность людей, да и просто помогает им выжить», - говорит Иногамбаев. Та же ситуация и с Казахстаном, принимающем серьезную долю узбекских гастарбайтеров.
Кроме того, как считает Иногамбаев, в самом Узбекистане некоторые коммерческие иностранные компании могут прекратить деятельность или вложение денег, так как окажутся перед необходимостью возвращать полученные кредиты.
Но экономика США, уверен Иногамбаев, очень скоро встанет на ноги. Он ожидает начало экономического роста уже в начале будущего года. И изолированность Узбекистана, которая сегодня, как будто бы, защищает его от мирового финансового кризиса, не позволит ему расти вместе с американской и мировой экономикой.
Uznews.net