Voice of Freedom: Центральная Азия как зона марионеток
15 октября 2008, 19:51 CA-NEWS
CA-NEWS (CA) - До подлинной свободы от «страха и нужды» человечество должно преодолеть еще достаточно долгий путь. Сегодня для жителей большинства стран мира политические распри и репрессии, дискриминация стали обыденностью. В числе этих стран давно числятся центрально-азиатские государства, в которых очередное изменение законодательных норм означает еще большее сдавливание горла граждан, а отдельные люди, пытающиеся освободиться от этой хватки, сразу же попадают в список неугодных. Анализ международных экспертов по ситуации с правами человека в регионе говорит о том, что ситуация продолжает ухудшаться.
Voice of Freedom, Казахстан 15 октября 2008 г. Юлия Кузнецова
Очередной доклад международной правозащитной организации Amnesty International (Международная Амнистия), посвященный 60-ой годовщине Всеобщей декларации прав человека, дает представление о ситуации с правами человека в 150-ти странах мира за период с января по декабрь 2007 года. «В итоге Amnesty International сосредотачивается на особых проблемах конкретных стран. Если некая проблема не упомянута в тексте обзора по стране, либо искомая страна не вошла в список обозреваемых, это не означает, что в 2007 году там не наблюдалось случаев нарушения прав человека, вызывавших обеспокоенность Amnesty International», - говорится в тексте доклада, опубликованном на сайте организации.
Все страны Центральной Азии вошли в список исследованных государств. При этом перечень проблем каждой страны региона дублирует проблемы соседнего государства.
Политический кризис
Понятием «политический кризис» порой называют разные вещи. В Кыргызстане 2007 год был назван эпохой политического кризиса из-за высокого уровня напряженности между президентом, правительством и оппозиционными партиями. По большому счету, напряжение возникло из-за принятия новой редакции главного закона страны в 2006 году. «Устроенная в апреле оппозиционными партиями демонстрация в столице страны Бишкеке, длившаяся неделю, закончилась вспышкой насилия, когда силовые структуры разогнали собравшихся», - отмечают авторы доклада. Между тем в сентябре 2007 года Конституционный суд постановил, что в силе должна оставаться прежняя Конституция 2003 года. Однако поправок эта версия главного закона Кыргызстана не избежала. После всех этих свершений президент страны благополучно распустил парламент и объявил новые выборы. Многих экспертов совсем не удивила декабрьская победа на этих выборах партии главы государства. Из-за изменений в законодательстве в парламент не смогла пройти партия «Ата Мекен», получившая второе место по числу голосов. Как отмечено в докладе, за участие в протестах десятки активистов оппозиции и несколько правозащитников «на некоторое время» были взяты под стражу».
Таких ярких выступлений гражданского общества после утверждения поправок в Конституцию страны или 100%-ной победы пропрезидентской партии в парламентских выборах в Казахстане не наблюдалось. Между тем новые поправки существенно расширили полномочия парламента, а полномочия будущих глав государства, наоборот, были усечены. «Политический кризис» в стране обозначился в тот момент, когда начались гонения на экс-зятя президента Рахата Алиева. «Впоследствии казахстанские власти выдали ордер на его арест и запрос на его экстрадицию в связи с избиением и похищением двух банковских работников в Казахстане в январе (2007 года)», - отмечает Amnesty International. Уже тогда Рахат Алиев заявлял, что все эти обвинения имели политические мотивы. В итоге австрийский суд отказался его выдать из-за «отсутствия гарантий справедливости судебного разбирательства».
Если учесть зависимость политической обстановки страны от экономического благополучия, то Узбекистан с возросшим уровнем бедности, за чертой которой живут около 30% населения, имеет полное право находится в этом разделе. По официальным данным, уровень безработицы в Узбекистане в 2007 году составил 3%, по сведениям же Всемирного банка и других экономических обозревателей, число безработных приближалось к 40%. Сотни тысяч людей, покинувших страну в поисках работы в Казахстане и России, нередко вынуждены работать в качестве нелегальных мигрантов на стройках и рынках. «Многим приходится жить и работать в тяжелых условиях, у них низкие заработки, их избивают и подвергают дискриминации, они лишены прав на защиту, охрану здоровья и жилье», - подчеркивают авторы доклада. Между тем действующий президент страны сумел добиться 90%-ного доверия избирателей на президентских выборах и стал в третий раз (в обход норм Конституции) главой страны.
Пытки и другие формы жестокого обращения
Факты применения этих методов дознания правоохранительными структурами государств центрально-азиатского региона, по данным Amnesty International, по-прежнему были широко распространены, «при этом лишь немногие сотрудники правоохранительных органов привлекались к ответственности». В Кыргызстане суд города Нарын даже, наоборот, оправдал двух сотрудников милиции, обвинявшихся в том, что они «запытали» задержанного до смерти в 2006 году. По сообщениям в СМИ, это дело дошло до судебного разбирательства только благодаря целенаправленному давлению со стороны правозащитников.
В страновом отчете по Казахстану в пункте «пытки» написано лишь о том, что в сентябре государство подписало Факультативный протокол к Конвенции против пыток, разрешив проводить независимые проверки всех мест заключения без предварительного уведомления. Между тем только на сайте Voice of Freedom можно найти множество частных примеров результатов применения пыток и других форм жестокого обращения.
По поводу применения этих форм обращения с людьми в офис Amnesty International из Узбекистана постоянно поступали сообщения о том, что пытки и жестокое обращение с задержанными носят повсеместный характер. «Несколько тысяч человек, приговоренных к длительным срокам заключения за принадлежность к запрещенным исламским организациям и движениям, находились под стражей в условиях, которые могут быть приравнены к жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению», - отмечают эксперты организации. В январе 2007 года заместитель министра внутренних дел Узбекистана уведомил Amnesty International о том, что шесть или семь сотрудников правоохранительных органов были признаны виновными в пытках и им подобных нарушениях в 2005 и 2006 годах. «Однако это количество обвинительных приговоров ничтожно мало, учитывая, что на протяжении года в заключении находилось не менее 6000 человек, признанных виновными по политическим мотивам по итогам несправедливых судебных разбирательств, - подчеркивают авторы доклада. - Многих из таких заключенных, по имеющимся сведениям, подвергались пыткам и жестокому обращения в местах лишения свободы». Наравне с этим в ноябре 2007 года Комитет против пыток ООН, проверявший соблюдение Узбекистаном Конвенции против пыток, признал, что пытки и иные формы жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания по-прежнему оставались обычным явлением.
В Таджикистане десятки людей, подозреваемых в принадлежности к исламским группировкам, содержались под стражей, по данным Amnesty International, «предположительно подвергаясь пыткам и другим формам жестокого обращения».
Проблемы свободы вероисповедания
В августе 2007 года Комитет национальной безопасности Казахстана подтвердил, что задержал свыше 50 членов запрещенных исламистских партий и групп. Подобная чистка шла в Таджикистане и Узбекистане. По имеющимся данным правозащитной организации, новый законопроект Таджикистана о религии предусматривал строгие правила регистрации, при которых религиозным меньшинствам было бы очень трудно получить законный статус или пройти эту процедуру повторно. Многие члены запрещенных исламистских групп и лица, подозреваемые в принадлежности к ним, задерживались из соображений национальной безопасности. С учетом сегодняшних неумолкающих споров вокруг казахстанской версии закона о религии становится очевидным, с кого берет пример демократическая республика Казахстан.
Смертная казнь
В мае 2007 года президент Киргизии Курманбек Бакиев утвердил несколько новых законов, напрямую относящихся к системе уголовного правосудия. Один из таких законов заменил смертную казнь пожизненным заключением за общеуголовные преступления. «Хотя, - отмечено в докладе, - все еще оставалось неясным, распространялось ли действие этого закона на преступления, совершенные в военное время». Между тем Верховный суд должен был в течение шести месяцев пересмотреть дела 174 заключенных, ранее приговоренных к смертной казни. По состоянию на конец минувшего года результаты этих пересмотров были неизвестны.
В Узбекистане же обстановка со смертной казнью до сих пор вызывает непонимание со стороны международных наблюдателей. Несмотря на президентский указ, предусматривающий отмену смертной казни с января 2008 года, власти страны отказались присоединиться к мораторию на исполнение смертных приговоров в стране. Авторы доклада ссылаются на заявления местного НПО «Матери против смертной казни» о том, что 20 из не менее чем 38 смертников, содержащихся в ташкентской тюрьме, больны туберкулезом и не получают необходимого лечения. А между тем на вопрос, будут ли приговоры этих людей заменены другими, более гуманными, ответить никто не смог.
В Казахстане же за исследуемый год в вопросе применения смертной казни произошли существенные сдвиги. В мае 2007 года область применения смертной казни сократилась с 10 особо тяжких преступлений до одного - террористического акта, повлекшего человеческие жертвы. Продолжал действовать мораторий на исполнение смертных приговоров и казней не проводилось.
Уже сегодня, на заре 2009 года, видно, что нити, ведущие от простых граждан стран-марионеток, все чаще стали дергать сильные мира сего. И нити эти - постоянно модернизирующееся законодательство государств.