CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vof.kg

Женщина в Таджикистане: притеснения в прошлом и настоящем.

24 декабря 2008

Женщина в Таджикистане: притеснения в прошлом и настоящем.

23 декабря, 2008 Voice of Freedom

Турко Дикаев,

Специально для Voice of Freedom, Куляб, Таджикистан

В дискриминации, искусственном обесценивании роли женщин в обществе первенство принадлежит далеко не таджикам, мы - примерные ученики. Идея и практика народного правления, зародившиеся в Древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин, считавшихся негражданами. Развитие религии, великий культурный ренессанс, революции и билли о правах ориентировались на мужчин. Демократические призывы "Свобода! Равенство! Братство!" - были обращены не к женщинам.

Двадцатый век показал наглядно преимущества включения женщины в общественную жизнь, как равноправного партнера мужчины. И только мы продолжаем упорствовать. Хотя, на первый взгляд, какие-то подвижки можно и отметить. Прежде всего, это женское движение частного сектора, которое не благодаря, а вопреки желаниям мужчин страны, развивается более или менее быстрыми шагами. В правительственных структурах, среди законодателей, руководителей разного ранга можно сегодня встретить женщин. Но здесь беда общая, - ни одна из них не принимает судьбоносных для страны, общества - политических решений.

И эта ошибка о «вторичности» женщины сегодня очень дорого стоит. Женщина, как всегда случается в чрезвычайных ситуациях, готова и способна взять на себя большую часть забот и проблем общества. А ей препятствуют даже в этом. Нет, на словах все за обеими руками. Даже такую прекрасную государственную программу - о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей женщин и мужчин разработали (детально) и утвердили на самом высшем уровне. Но на деле... Время неумолимо идет, а программа «стоит» на месте. Как «гендерную игру» или игру в демократию, а то и легкую издевку, - только так лично я воспринимал несколько лет назад в Таджикистане назначения на пост министра труда и социальной защиты населения женщин. И это в стране, где труда практически нет, а социальная защита только улыбку вызывает, если учесть размеры пенсий, пособий по безработице, а у кого - и слезы. Предложение выглядит патетическим, но почему бы на пост министра обороны или здравоохранения не назначить женщину? Во всяком случае, она не смирилась бы с тем, что ежегодно военнослужащие таджикской армии страдают от истощения организма, раздеты и разуты; никогда бы не пошла на то, что на питание одного больного в больницах выделяли 84 дирам (около 30 центов) в сутки; и того меньше в сутки на лечение одного больного брюшным тифом.

Или возьмем другую тенденцию - назначение в председательские кресла джамоатов (низшее звено органов самоуправления) женщин. На первый взгляд - прекрасное явление. Но копните глубже, и вы убедитесь, что это элементарное издевательство над женщиной. Будто ее наказали за что-то. И отбывать срок прислали в джамоат. Абсолютно нечем ей воздействовать на людей, помочь им. В активе никаких средств. И в то же время женщина должна постоянно быть в конфликте с населением - то налоги нужно собрать, то информацию в хукумат (администрацию) представить, то на какие-то общественные работы безвозмездно людей организовать.

Но больше всего страдают те женщины, которые, в большинстве своем, пытаются взять на себя роль кормильца семьи, без всякого преувеличения, спасти нацию, семью, как таковую, в это тяжелейшее время. Нет нужды особо говорить о том, что вся нагрузка семейная сегодня лежит на женщине - практически 50% мужчин уехали на заработки, или сидят в тюрьмах за попытку нечестным путем накормить своих детей. Но и оставшееся дома активное меньшинство никак не может или не желает предоставить женщине шанса поднять на ноги детей.

Только в городе Куляб за последние годы потеряли работу более 15000 женщин, а трудоустроиться не могут в два раза больше. В Шуроабадском районе из 5000 официально зарегистрированных безработных 4000 составляют именно женщины. В поселке Ховалинг, где проживает почти 11 000 человек, работают всего... 36 женщин.

Не стану наводить ужасы, рассказывая, что женщины, проживающие сегодня на территории Куляба и Кулябского района, живут на своеобразном полигоне, где проводится эксперимент на выживание. Хронические перебои в водо- газо- и электроснабжении, недоступные медицинские услуги, отсутствие дошкольных учреждений - всего этого здесь хватило бы на несколько стран. И это при том, что 58% населения составляют именно женщины. Когда 15 лет назад были уволены по «сокращению штатов» первые 186 женщин (нужно было мужчинам освободить места, вот и сочинили сказку о сокращении штатов), чиновники стыдливо прятали глаза, СМИ местные шум поднимали. Сегодня, повторюсь, только потерявших работу 15400. И никто глаза не отводит в сторону при встрече с ними, СМИ молчат глухо. Особенно в этой ситуации в регионе страдают около 2000 женщин, вынужденно ставших за это время главами семей.

А вот официальная (официальнее быть не может) справка, прямо указывающая на дискриминацию женщин в Кулябе. Перепись населения 2000 года. Графа: «Все занятое население». Здесь записано - 12744 (но женщин среди них всего 3461). «С высшим образованием»: 3611 (мужчин -2632, женщин - 979); «С неоконченным высшим»: 169 (мужчин - 117, женщин - 52); «Со средним специальным образованием»: 1592 (мужчин - 855, женщин - 737); «Со средним полным»: 6351 (мужчин - 5000, женщин - 1351); «С неполным средним»: 953 (мужчин - 639, женщин - 314); «С начальным»: 48 (мужчин- 28, женщин - 20).

А теперь давайте вновь вернемся к тем нескольким сотням работающих в Кулябе женщин. Согласно данным городского отдела статистики, средняя заработная плата работников культуры в среднем 102 сомони в месяц, у их коллег из системы образования - 148 сомони в месяц.

Меньше 100 сомони (около $30) в месяц в Кулябе получают сегодня врачи - в среднем 87,55 сомони. И уж совсем, в денежном отношении, невыгодно работать основным кормильцам города и села - дехканам (крестьянам), которые даже с учетом всех надбавок сегодня получают в среднем всего лишь 34,33 сомони ежемесячно (около $10).

Женщины - горемыки - работают именно в сфере культуры и здравоохранения, образования, где такие оклады, что мужчины туда идти не желают. И особенно тяжело женщинам выдерживать ежегодную «битву» за хлопок.

Более 88% работающих не имеют возможность приобретения минимального набора продуктов питания (корзина на одного, по некоторым данным, составляет 120 сомони (около $35). А в каждой семье - по 7-8 едоков!

В этой ситуации некоторые женщины пытаются заняться мелкой торговлей, мелким предпринимательством (бизнес - слишком уж громко будет звучать). По последним данным, что удалось достать (абсолютно реальную статистику найти невозможно, конкретно ее никто не ведет), в сфере услуг мужчин сумели потеснить всего 900 женщин; в посреднической деятельности - 300; в предпринимательстве - всего 13 (здесь позиции с каждым годом женщины заметно сдают, не выдерживая «конкуренции»). Из почти 5000 официально-неофициально занимающихся в городе «бизнесом» доля женщин составляет менее половины. Но и они в социальном плане, в смысле перспектив, абсолютно бесправны. Долго перечислять все беды бизнес-леди, назовем здесь лишь основные, - никогда не светит пенсия, отпуск, оплата временной нетрудоспособности, выходной день, праздник.

Все о чем говорилось выше, стало причиной того, что Таджикистан имеет сегодня. Насильно, принудительно убрали женщину (в своем большинстве) из общественной жизни, и теперь получили ожидаемый «портрет» женщины. Из почти полумиллиона женщин Кулябской группы районов Хатлонской области (по исследованию врачей-специалистов) 82,6% болеют анемией, у 32,6% наблюдается эндемический зоб, 27,4% живут и рожают детей с почечной недостаточностью. Гинекологи-акушеры, сотрудники центров планирования семьи и репродуктивного здоровья бьют тревогу: 50% женщин просто противопоказана беременность. Но женщина лишена выбора, все вопросы «планирования семьи» около 250000 женщин репродуктивного возраста решают (или будут решать впоследствии) на селе свекровь и муж. Поэтому 72,3% (в Шуроабадском и Советском районах этот показатель доходит до 85%) родов происходят в домашних условиях, что чревато непредсказуемыми последствиями; 42,2% беременным женщинам вообще не разрешают посещения женских консультаций. За последние 5 лет 12 случаев (только зарегистрированных, получивших огласку) материнской смерти при родах, на 2,6% возросла детская смертность.

vof.kg

Предыдущая статьяИтальянской "Agip" все труднее становится в Казахстане
Следующая статьяУзбекско-турецкие отношения теплеют? Если да, то пока очень медленно