Отсутствие конфронтации - уже позитив
Сегодняшний уровень отношений между Азербайджаном и Ираном анализирует известный дипломат-востоковед
24/12/08 Echo ::
Р.ОРУДЖЕВ
Вряд ли кто будет спорить с тем, что сегодняшние отношения Азербайджана с Исламской Республикой Иран можно назвать неоднозначными, при том, что Иран на протяжении веков имел и имеет тесные экономические и культурные связи с народом нашей страны. Очевидно, что и Иран, и Азербайджан проводят в регионе политику, исходящую, прежде всего, из их национальных интересов. Кроме того, в Кавказском регионе сплелись интересы многих других стран: России, Турции, США. Поэтому вектор региональной политики каждой из этих стран определяется множеством факторов, порожденных особенностью двусторонних и многосторонних отношений в Кавказском регионе: Азербайджан - Иран - Россия - США - Турция - Армения. Весьма существенное влияние на остающиеся довольно прохладными взаимоотношения между официальными Баку и Тегераном оказывает сохраняющаяся неурегулированность армяно-азербайджанского конфликта за принадлежность Нагорного Карабаха. В этом вопросе Иран не проявляет однозначной позиции и продолжает строить тесные экономические и военные взаимоотношения с враждебной Азербайджану Арменией и открыто поддерживающей ее Россией.
Оценить эту ситуацию по состоянию на сегодня согласился известный отечественный политолог, дипломат, востоковед, неоднократно бывавший в Иране, в прошлом член Совета безопасности АР, госсоветник, а ныне президент Фонда политических исследований Каспийского региона Вафа Гулузаде. "Стоит, наверное, напомнить, сколь напряженными были отношения между Азербайджаном и Ираном в период президента Гейдара Алиева в начале 2000-х годов, - начал эксперт. - Он никак не мог совершить визит в Иран, дата постоянно переносилась. То есть отношения были довольно-таки прохладные. И я считаю, что с тех пор, хотя и состоялось несколько взаимных визитов президентов, азербайджано-иранские отношения остаются прохладными и довольно-таки напряженными. Почему? Потому что Иран имеет претензии к Азербайджану. Хотя и Азербайджан тоже имеет свои претензии к Ирану. Тегеран хотел бы, чтобы Азербайджан вместе с Ираном выступал в фарватере его антиамериканской и антиизраильской политики. Чего Баку делать не хочет. Напротив, Азербайджан развивает свои отношения со всеми странами Запада, с Соединенными Штатами Америки. И хоть он до сих пор не открыл своего посольства в Израиле, уровень отношений между Азербайджаном и этим государством весьма приличный и хороший. Что в свою очередь сильно раздражает Тегеран".
Со своей стороны Азербайджан весьма недоволен продолжающимся интенсивным ирано-армянским сотрудничеством в самых разных отраслях, отмечает В.Гулузаде. "Азербайджан никогда не забудет того, что он уже давно мог бы закрыть вопрос Нагорного Карабаха, если б не Иран. Ведь Армения готова была рухнуть, и это произошло бы, если б не подоспевшая экономическая помощь Ирана. Об этом открыто заявил в свое время тогдашний президент Армении Левон Тер-Петросян. Он сказал - Иран спас Армению, поскольку как государство она уже находилась на краю пропасти. Именно Иран снабдил Армению и горючим, и нефтью, и газом, а также всеми видами продукции, которыми он обладает. Идет интенсивное армяно-иранское сотрудничество по разным направлениям. Многие иранцы живут и учатся в Армении, многие армяне ездят в Иран. То есть у них очень развитые отношения".
У Азербайджана тоже имеются торгово-экономические отношения с Ираном, но вместе с тем эта страна является союзником России и Армении и не является союзником Азербайджана, говорит дипломат. "Тегеран хотел бы, чтобы Азербайджан был союзником Армении, России и Ирана. Но куда девать проблему Нагорного Карабаха, оккупацию азербайджанских территорий? Это Иран не волнует. Вот эти моменты лежат в сути армяно-азербайджано-иранских отношений. Россия и Иран фактически уже являются, и об этом сегодня можно говорить открыто, стратегическими партнерами. Потому что Москва хоть и зарекалась, и клялась, что больше не пойдет ни на "холодную войну", ни на гонку вооружений, ни на конфронтацию с Соединенными Штатами - на самом деле она все-таки опять ступила на этот путь. Раз она ступила на этот путь, она ищет союзников. И один из них Иран, как и Венесуэла. И все это, конечно же, накладывает свой отпечаток на азербайджано-иранские отношения. На данный период они не являются особо обостренными, обе страны продолжают взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество, но в то же время остаются актуальными и взаимные претензии".
"Хоть Азербайджан и обвиняли в последнее время во все большем уклоне в сторону России, сегодня все четче становится понятным, что все-таки официальный Баку остается больше ориентированным на Запад, имеет стратегические отношения с США и Евросоюзом, - подчеркнул Гулузаде. - Но одновременно Азербайджан, конечно, не хотел бы портить свои отношения и с соседями".
Между прочим, именно нынешний уровень, состояние двусторонних отношений между Ираном и Азербайджаном политолог склонен оценивать как позитивный. "Потому что сейчас не видно проявлений агрессивных намерений по отношению друг к другу ни с той, ни с другой стороны. Да, существует критика. Те, у кого телевизоры ловят иранский канал "Сахар" на азербайджанском языке, знают, что там идет массированная критика и внутренней, и внешней политики Азербайджана. Они выводят субтитрами отрицательные высказывания каких-то, не известных никому граждан Азербайджана - пишутся только их имена. И якобы эти граждане обвиняют руководство Азербайджана во всех смертных грехах. При этом все знают, что Иран - страна централизованная, управляемая сверху, так что эта пропаганда тоже часть политики официального Тегерана. Значит, можно констатировать, что сегодня иранская политика настроена по отношению к нам критически, но не агрессивно. И я думаю, что такой же уровень отношений между нашими странами будет продолжаться до определенного времени. Очень ведь интересно, как будут складываться американо-иранские отношения, потому что от этого тоже много что будет зависеть в нашем регионе. Я думаю, что приоритеты у сторон останутся те же, вопрос лишь в том, сможет ли Иран пойти на диалог? Об этом "диалоге цивилизаций" говорил предыдущий президент Ирана, но он так и не состоялся".