CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Казахстан. Деловая Неделя : Сначала базы - потом Рогун?

21 февраля 2009

Сначала базы - потом Рогун?

20 февраля 2009г. ? 7 (835), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Таджикистан имеет неплохой шанс «развернуться» в сторону США, не особо портя отношения с Россией

Прошедший месяц ознаменовался самыми разнообразными «базовыми комбинациями», которые разыгрывались поочередно Россией и Соединенными Штатами с рядом центральноазиатских республик. Каждая сторона при этом пыталась обозначить себя если уж не победителем закулисных баталий, то как минимум не потерявшей своего дипломатического лица.

Президент Таджикистана заинтересован в том, чтобы достроить Рогун и рассматривает любое инвест-предложение

Незаконченная еще история с американско-натовской базой в аэропорту «Манас» в Кыргызстане - только прелюдия к той борьбе, которая будет разворачиваться в регионе по мере того, как администрация Барака Обамы в Вашингтоне все больше и больше будет уделять внимания международным делам.

И если пока еще особой активности американцы в Центральной Азии не проявляют (за исключением инспекционных визитов своих чиновников средней руки), то как только Пентагоном и Белым домом будет принято окончательное решение о расширении операции в Афганистане, страны этого региона вновь войдут в список первоочередных «клиентов» американской внешней политики.

Никто ни с кем не ругался. Просто радикально меняются обстоятельства в регионе

Как только стало известно, что кыргызское руководство все-таки решило «поиграть» в вывод базы «Манас» со своей территории (то, что были сделаны громкие заявления, а парламент Кыргызстана вроде бы как проголосовал за закрытие базы, еще ни о чем не говорит - у Бишкека теперь появилась возможность торговаться с США на очень выгодных условиях, хотя американцы вряд ли пойдут на какие-то значительные уступки «доллары просящим» кыргызским руководителям), стало ясно, что на взаимодействие с Соединенными Штатами появились новые возможности у всех других республик региона.

А с учетом того, что операция в Афганистане будет расширяться, то ключевым в этой схеме действий для США и стран НАТО становится Таджикистан. При этом к тому моменту, когда американцы дали понять, что открыты для переговоров со всеми заинтересованными странами Центральной Азии насчет и транзита как военных, так и невоенных грузов, так и создания пунктов «временного базирования», таджикское руководство высказало свое явное неудовольствие политикой России относительно давно уже планируемого сооружения Рогунской ГЭС. Оставим в стороне разное понимание важности (или напротив - вредности) сооружения этой ГЭС, как со стороны Таджикистана, так и Узбекистана, и посмотрим, сможет ли Таджикистан в ближайшее время с минимальными для себя потерями завершить этот объект.

Прежде всего замечу, что Душанбе давно, но пока по большей части тщетно пытается создать некий международный консорциум для сооружения этого важнейшего энергетического объекта, который после пуска в действие практически снимет критическую зависимость Таджикистана от импорта электроэнергии, а также природного газа.

В свое время, как известно, одна из российских компаний намеревалась соорудить этот объект, но планировала она и стать заодно после завершения строительства ее собственником, что никак не устраивало таджикское руководство. В итоге сделка не состоялась, и с того момента Таджикистан фактически только за собственные средства ведет работы на Рогуне.

Важной вехой для судьбы Рогуна таджикский президент Эмомали Рахмон видел визит в республику тогдашнего российского президента Владимира Путина осенью 2004 года. Тогда Таджикистан не стал поднимать вопрос об арендной плате за размещение российской военной базы в республике, а также предоставил в безвозмездное для российских ВС право пользования станции слежения «Окно». В обмен на это Россия пообещала тогда выделить Таджикистану примерно 2 млрд. долларов инвестиций в течение пяти лет, и что самое главное - помочь закончить строительство Рогуна.

Но с тех пор Таджикистан инвестиций так и не получил, российская сторона в Рогун ничего не вкладывала, и как раз к недавним саммитам ОДКБ и ЕврАзЭс в Москве в Душанбе все сильнее стали раздаваться требования выставить российской стороне счета за пользование военными базами, так, как это делают кыргызы с американцами по авиационной базе в «Манасе».

За «базовые деньги» Рогун все равно достроить не удастся

Пока Таджикистан выделяет на строительство Рогуна небольшие деньги, поскольку в бюджете на это свободных средств нет. Поэтому все это время Душанбе не прекращал усилия по привлечению зарубежных инвесторов в этот проект. Так, велись переговоры с лидерами ряда стран Персидского залива, однако они не очень спешат вложить хотя бы какие-то суммы в Рогун.

Затем вроде бы к проекту намеревался подключиться Пакистан, но сами по себе пакистанцы инвестировать в Рогун не рискнули - они интересовались, а кто еще кроме них будет инвестировать в этот объект и какие существуют гарантии того, что эта ГЭС не просто будет построена, но и потом сможет часть вырабатываемой электроэнергии поставлять через территорию Афганистана в Пакистан.

И, наконец, в рогунском строительстве опять-таки вроде бы готовность участвовать выразил Иран, для которого от сооружения этого объекта есть прямая заинтересованность: ведь часть вырабатываемой электроэнергии может пойти и в восточные районы этой страны.

Между тем, напомню, что во время прошлогоднего августовского визита в Душанбе российского президента Дмитрия Медведева российская сторона пообещала свое участие в завершении сооружения Рогуна (а работы там уже выполнены примерно на 40%). Однако с тех пор эти обещания так и не были претворены в жизнь, а после недавних переговоров в Ташкенте между президентами России и Узбекистана стало ясно, что, скорее всего, Москва в этот проект вообще не станет вкладываться. Поэтому у Таджикистана появилась возможность поднять вопрос о помощи относительно сооружения Рогуна перед той страной, которой на сегодня эта республика приоритетно необходима для осуществления афганской операции, - Соединенными Штатами. И есть вероятность того, что в зависимости от степени сотрудничества Душанбе с Вашингтоном в американской администрации вполне могут рассмотреть вариант оперативной помощи для вложения хотя бы части требуемых средств на строительство Рогуна.

Базы в обмен на электричество?

США уже оказывают Таджикистану существенную экономическую помощь, в том числе построив два моста через пограничную реку Пяндж (в сооружении двух других мостов Соединенные Штаты также участвовали), которые связывают Афганистан и Таджикистан. Для Таджикистана, который фактически давно уже зажат транспортной блокадой со стороны Узбекистана (свободными без разного рода проблем остаются только дороги, ведущие из республики в Кыргызстан, и далее через территорию Казахстана - в Россию, а также дорога из Горного Бадахшана в китайскую Кульму через высокогорные Памирские перевалы), наличие прямого транспортного сообщения через Афганистан к берегам Индийского океана - вопрос наиважнейший.

Правда, специалисты по борьбе с наркоторговлей считают, что возведение автомобильных мостов через Пяндж позволило резко увеличить поток наркотиков, которые с территории Афганистана пытаются переправить через Таджикистан далее в Европу. Теперь многие важные грузы, в том числе стройматериалы и некоторые продукты питания, доставляются из того же Пакистана в Таджикистан без лишней задержки, и это очень выгодно для Душанбе.

Тем временем нынче складывающаяся ситуация с сотрудничеством между США и Таджикистаном меняется кардинально, потому как для администрации Обамы доведение афганской операции до «логического конца» является чуть ли не внешнеполитическим приоритетом. Потенциально американцы могут сегодня предложить подобное расширенное сотрудничество, в том числе и создание собственных военных баз на их территории, любому государству Центральной Азии. Даже Кыргызстан, который решил половить «базовую рыбку» в перетягивании политического каната между Москвой и Вашингтоном, по-прежнему может заработать на этой афганской операции США и стран НАТО очень неплохие дивиденды.

А уж для Таджикистана так вообще наступает, можно сказать, момент истины в отношениях с Соединенными Штатами. С учетом того, что операция в Афганистане - дело не одного дня, да и объединяет она усилия не только вооруженных сил США, но и нескольких других государств НАТО, у Душанбе есть вариант обусловить свою помощь им по Афганистану с целым рядом выгодных для себя экономических проектов.

Во многом этому посвящен был и визит таджикского президента Рахмона в Брюссель, где он не только попытался получить помощь и поддержку в плане инвестиций со стороны Евросоюза, но и подать сигнал руководству НАТО относительно готовности договариваться по поводу проведения операции в Афганистане и оказываемой со стороны Таджикистана поддержке силам коалиции.

Особенно в этой связи важен будет вопрос создания постоянных или временных (а как известно, нет ничего в нашей жизни более постоянного, чем временное) военных баз или объектов на таджикской территории. Пример того же Кыргызстана, который на протяжении нескольких лет показывал, что рядом в республике вполне могут находиться военные объекты таких с виду абсолютно непримиримых противников-партнеров в лице тех же Соединенных Штатов и России.

Таджикистан уже имеет на своей территории российские войска численностью примерно 7 тысяч военнослужащих, которые расквартированы в трех ключевых городах республики - Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе. Также в районе Айни, неподалеку от таджикской столицы, базируются российские военные вертолеты. Помимо этого, в аэропорту Душанбе расквартированы еще 300 французских солдат и офицеров, которые обслуживают самолеты НАТО, перевозящие грузы и живую силу для операции сил коалиции в Афганистане. Теперь же у Таджикистана есть неплохой шанс предложить США разместить как минимум пункты обслуживания войск, участвующих в операции в Афганистане, на своей территории. Причем делать это надо таджикскому руководству оперативно и сразу же обсуждать с Вашингтоном те «коврижки», которые американцы (да и другие государства НАТО) могли бы подбросить Душанбе в ответ на подобное сотрудничество.

Здесь можно было бы заручиться финансовой поддержкой США и не только на новые мосты или дежурные программы помощи в различных сферах, но и добиться выделения траншей на строительство и того же Рогуна, и других гидроэнергетических объектов. Естественно, американцы в этом случае попытаются не просто дать денег, а инвестировать, как это было в случае с Казахстаном, в виде своих технологий и оборудования. Но Таджикистану выбирать сейчас не приходится, ему сегодня нужно решать рогунский вопрос принципиально и оперативно, и в «пакете» с афганской операцией все это вполне можно с Америкой обсуждать.

К тому же США давно уже проводят политику размещения своих военных баз за рубежом в качестве своего рода «крыши безопасности» для инвестиций и работы собственного бизнеса. Так было в Японии, Ираке, Катаре, других странах, и надо сказать, что если американские войска размещаются на чьей-то территории, то в Вашингтоне такую страну автоматически зачисляют в список «дружественных» и «понимающих американские интересы» (в случае с базой «Манас» американское руководство пока не спешит списывать окончательно Кыргызстан со счетов неких «предателей» - по крайней мере на данном этапе).

В принципе, Душанбе не должно в этом плане мешать и членство в ОДКБ - операция в Афганистане международных сил продолжается и даже расширяется, а таджикские законодатели вполне могут в случае необходимости проникнуться важностью миссии стран НАТО в соседней стране, тем более что сосед этот- крайне нестабильный и неспокойный.

Разумеется, на Рахмона в таком случае попытаются надавить по всем каналам из Москвы (в конце концов, таджикские рабочие трудятся сотнями тысяч в России, а не в Соединенных Штатах). Но тут уж все зависит от политической «изворотливости» таджикского руководства и его умения находить общий язык не только с коллегами по постсоветским структурам, но и с представителями новой американской администрации. В любом случае Таджикистану чтобы и от афганской нестабильности обезопасить себя, и сооружение энергетических объектов продвинуть, придется идти на нестандартные и не вписывающиеся в обычные схемы ходы. Получится ли что-то у Душанбе в этой «базово-энергетической» комбинации, покажет уже самое ближайшее время. Но может статься так, что другого, столь благоприятного, шанса у Таджикистана сблизить свои отношения с Соединенными Штатами может в дальнейшем уже и не быть.

dn.kz

Предыдущая статьяASIA-Plus : Таджикистан и «Газпром» обсудили текущее состояние и перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере
Следующая статьяУзбекистан и США обсуждают военное сотрудничество