Предтеча Усамы: возвращение в прошлое Афганистана
Доктор Джайотирмой Банержи, профессор международных отношений в университете Джадавпур, Калькутта (Индия)
07/07/2009, Новости из Средней Азии
Место действия
Когда Черчилль писал о британской «Политике продвижения вперёд» конца XIX в., он отметил, что Хинду-Куш отделяет британскую Индию от северной части, где правят «воинственные племена, неприступные и неумолимые варвары».1 Одного лишь отражения периодических набегов было недостаточно для их сдерживания. В связи с этим, британцы перешли от оборонительных действий к тактике карательных экспедиций «Бей и беги». Однако карательные операции привели к резкому росту враждебности среди представителей племён.
Сценарий, по которому в настоящий момент развивается ситуация с силами США/НАТО, ведущими в Афганистане борьбу с талибами, имеет поразительное сходство с событиями прошлого.
На смену политике «Бей и беги» пришли ракетные удары с американских беспилотных летательных аппаратов «Предатор». Но результат оказался схожим: они вызвали ещё большую враждебность со стороны тех, кто страдает от «побочного ущерба».
Помимо ведущихся в Афганистане военных действий, Запад делает упор на восстановление страны. Но при этом коррупция и неэффективная работа от низов до верхов будет и дальше отрицательно сказываться на реализации этой политики. А это значит, что можно рассчитывать только на посредственные результаты.
«Предтеча» Усамы
Ещё одно поразительное сходство с прошлым заключается в наличии «предтечи» Усамы бен Ладена - Факира Мира Али из афганской деревни Ипи. И тот, и другой скрывались среди воинственных независимых племён Вазиристана. Ни того, ни другого так и не задержали: Факир из Ипи, настроенный крайне враждебно по отношению к Великобритании, умер в 1960 г. в своей постели; Усама продолжает ускользать от рук самой мощной в мире армии спустя 7 лет после терактов 11 сентября. Факир объявил в 1930-х гг. джихад против вмешательства британцев в вопросы религии.2 Аналогичным образом, Усама вещал о том, что ислам находится «в опасности». В определённый момент в ходе Второй мировой войны за Ипи охотились 42 тыс. британских солдат.3 Сопоставимые силы подобным же образом пытались найти и задержать Усаму. Пока эти попытки не увенчались успехом.
Слабо контролируемая граница между Афганистаном и Пакистаном представляет собой постоянную проблему для находящихся в Афганистане 4 сил США/НАТО. С аналогичной проблемой столкнулась в своё время и Великобритания. В прошлом, племена точно так же противились стремлению британцев установить «законность и правопорядок», воспринимая их как угрозу своей традиционной «свободе». В настоящее время, схожую враждебность вызывает присутствие американского военного контингента.
Частью британской «Политики продвижения вперед» были проекты строительства дорог в пограничном регионе, однако племенам не нравилась идея «дороги». Агент британской разведки Ахмед Абдулла сделал в своём докладе красочное заявление по этому поводу: Появление [дороги] приведёт к учащению британских патрулей, а это конец свободных и буйных дней: Это значит, что отныне закон короля - императора будет действовать беспощадно и неумолимо, а не будет убегать, подобно перепуганному зайцу, которого преследуют смеющиеся, кричащие племена. И поэтому они начали оказывать сопротивление нашим геодезическим отрядам и вооружённым силам. : Мы пытались договориться. Мы предлагали им работу и деньги. Но афганцы предпочтут украсть 5 долларов либо добыть их иными преступными, насильственными методами, чем заработать 50 законным трудом. Это не поддаётся объяснению! Мне кажется, что их влечёт волнующий уклад прошлого с его драматичной непредсказуемостью... 5
Как Факир, так и Усама мобилизовали племена, главным образом в Вазиристане, сыграв на их страхе перед Западом, который якобы стремится уничтожить их веру и несёт угрозу привычному укладу жизни.
Текущая ситуация: Дилемма США/НАТО
Обратимся к поразительному предвидению Черчилля:
Мы вошли в опасные штормовые воды. : Все отчаянно жаждут пристать к берегу. И предположений о правильном курсе великое множество.
Звучит знакомо, не так ли?
Афганская реальность
Хочется завершить эти размышления строками прозорливой поэмы Редьярда Киплинга о самом опасном пограничном регионе - Вазиристане:
Молодой британский солдат
:Если ты ранен и оставлен умирать среди афганских равнин,
И к тебе направляются женщины, чтобы забрать всё, что осталось,
Возьми свою винтовку и вышиби себе мозги.
Чтобы предстать перед своим Богом, как настоящий солдат.
-------------------------------------------------------------------------------- 1 Winston Churchill, The Malakand Field Force, 1897, chapter XVIII
2Началом всему послужил смешанный индусско-мусульманский брак. Когда от индийской невесты поступила жалоба, британское правосудие признало брак недействительным. Это вызвало гнев Факира, объявившего джихад против неверных британцев. Сведения об Ипи и современных ему антибританских движениях в Индии и Афганистане содержатся в следующих работах: Milan Hauner, India in Axis Strategy, Stuttgart, Klett-Cotta, 1981, and" "One Man against the Empire", Journal of Contemporary History,Univ. of Cambridge, UK, vol. 16. No.1, The Second World War: Part 1 (Jan.1981), pp.183-212, reproduced in www. khyber.org; and Jyotirmoy Banerjee, "The Role of Germany in India's Freedom Struggle", Jadavpur Journal of International Relations, Kolkata, vol.6, 2001-02, pp. 117-130.
3Milan Hauner, "One Man against the Empire", op.cit., pp.183-212.
4 «Свобода действий мятежников, которые занимаются вербовкой, планируют нападения, обучают террористов и пересекают границы, существенно возросла в связи с отсутствием эффективной стратегии сопротивления боевикам в пакистанских районах расселения племён. Отсутствие контроля на границе усугубляет ситуацию». Генерал Дэвид Д. Маккернан, командующий международным контингентом в Афганистане, "Winning in the Islamic Republic of Afghanistan", ISAF MIRROR, SEPTEMBER 2008, p. 11 www.nato.int/isaf
5Achmed Abdullah, "An Afghan Raid", in Fifty Amazing Hairbreadth Escapes, Bombay, no editor, no date, pp. 213-214.