Центральная Азия пока в НАТО не торопится
20 июля 2009, 12:51, CA-NEWS
CA-NEWS (UZ) - Теоретически вступление стран региона в Североатлантический Альянс вроде бы неизбежно, но на ближайшую перспективу это невозможно
Юрий Сигов, из Вашингтона, специально для CA-News
Недавнее проведение в столице Казахстана Астане форума Совета североатлантического партнерства НАТО (а он впервые проходил на пост-советском пространстве) вновь подтвердил, что эта организация намерена и дальше расширяться на Восток. Одновременно с этим неизбежно будет расти стремление стран СНГ присоединиться к НАТО, и с ее помощью как можно быстрее попытаться отдалиться от своего экс-советского прошлого прежде всего в политическом и военном плане.
Показательно, что в сам Форум (называемый сокращенно СЕАП) входят 50 стран, из которых 24 являются партнерами Альянса (в том числе - и все пять центральноазиатских республик). И как только"натовские встречи в Астане" завершились, западные эксперты вновь заговорили о возможности в недалеком уже будущем вступлении в НАТО государств Центральной Азии.
Разумеется, тут же припоминилось, что эти государства уже состоят в ОДКБ и ШОС (отношение которых к НАТО, мягко говоря, только теоретически декларируются партнерскими), да к тому же намекали, что Россия Центральную Азию в Североатлантический Альянс уж точно никогда не отпустит, каких бы усилий (что финансовых, что политических) это не стоило.
Но не будем забывать, что в свое время Советский Союз, а потом - Россия резко протестовали по поводу возможности вступления в НАТО стран бывшего Варшавского договора. Однако этот процесс завершился быстро и безболезнено, а сейчас вся Восточная Европа "через НАТО" сумела интегрироваться в европейские как политические, так и экономические структуры.
Затем в НАТО вступили республики Прибалтики. И что в итоге? Россия тогда выразила свое большое неудовольствие, но в Европе из-за этого ничего так и не рухнуло, а взаимные упреки между Россией и НАТО сошли на нет, и сегодня уже никто об этой якобы проблеме вообще не вспоминает.
Теперь же в НАТО захотели вступить республики СНГ- Украина и Грузия. Пока не принимают их в Альянс больше по процедурным, но отнюдь не концептуальным причинам. В НАТО понимают, что расширение на территорию пост-советских республик будет неизбежно сталкиваться с противодействием России. Но на примерах Восточной Европы и Прибалтики в Брюсселе убедились - любые острые словесные угрозы со стороны Москвы достаточно быстро переходят затем в спокойный диалог, и дальше уже новые члены Альянса выстраивают с Россией нормальные неконфликтные отношения.
Чисто теоретически вступление любой страны СНГ в НАТО - это удар по международному престижу России. Но по сути дела это лишь риторика - да и то пригодная в основном для патриотически настроенной публики. НАТО вряд ли бы расширялось на Восток и стремилось укреплять свои отношения со странами той же Центральной Азии, если бы они сами этого не хотели.
Достаточно упомянуть в этой связи входящие в объединение ГУАМ Молдову и Азербайджан, сотрудничество которых с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира" с каждым годом осуществляется все более активно. Да и желание стать в обозримой перспективе членами Альянса у них (по крайней мере на уровне политических правящих элит) существует.
Что касается перспектив вступления в НАТО республик Центральной Азии, то ситуация здесь пока неоднозначная. Так, посещение саммита НАТО в Румынии президентами Узбекистана И. Каримовым и Туркменистана Г. Бердымухамедовым расценили в Брюсселе как конкретную заинтересованность этих республик теснее интегрироваться в военно-политические западные структуры.
Не секрет, что все республики Центральной Азии получают финансовую, техническую и военную помощь со стороны как США, так и НАТО. Но это не мешает тем же Казахстану, Узбекистану, Киргизстану и Таджикистану состоять в Шанхайской организации по сотрудничеству ШОС и ОДКБ - военно-политической структуре пост-советских государств, в которой ключевую роль играет Россия.
Даже при условии, что ОДКБ в регионе играет роль некоего гаранта безопасности, все страны Центральной Азии активно участвуют в программе "Партнерство ради мира" под эгидой НАТО. Укрепление этого сотрудничества с каждым годом все ближе объективно "подтягивает" Центральную Азию к НАТО, и все аморфнее делает ее участие в разного рода военных и политических структурах пост-советского пространства.
Однако стоит обратить внимание на тот факт, что в Центральной Азии нет никаких анти-российских настроений ни на уровне элит, ни на уровне обществнного мнения, и потому рваться любыми путями в НАТО им вовсе даже не с руки. И тем не менее и в Казахстане, и в Киргизстане происходит постепенный переход на натовские стандарты и образцы вооружений, штабного обучения, подготовки кадров, тактических построений войск. В том же Киргизстане США активно участвуют в подготовке пограничных войск республики, а советники из Пентагона работают с Национальной гвардией Киргизстана.
Военные европейских стран "курируют" сотрудничество с МВД Киргизстана, а Соединенные Штаты предоставляют все больше стипендий для обучения киргизских военнослужащих у себя в военных училищах. При этом правительства стран Центральной Азии пытаются определить для себя, что же конкретно им даст расширение сотрудничества с НАТО, и насколько на Альянс можно будет положиться в плане обеспечения региональной безопасности?
"Азиатское" и "экс-советское" прошлое подсказывает лидерам стран Центральной Азии, что лучше все-таки в военно-политическом плане делать ставку на Россию и Китай, как бы не развивалалсь дальше натовская операция в Афганистане, и сколько бы "транзитных корридоров" натовцы не прокладывали по их территории. Но в мире сегодня очень многое зависит и от США, и от европейских стран, являющихся членами НАТО, с которыми в курсе внешнеполитической многовекторности все государства Центральной Азии также активно развивают отношения.
С учетом же того, что все страны региона заинтересованы в развитии контактов с Европой (а тот же Казахстан, который с будущего года станет председательствовать в ОБСЕ), расширение их связей с НАТО будет в дальнейшем неизбежно. Сегодня в Европе "вне" НАТО находятся Швейцария, Швеция, Финляндия, Австрия, "малыши" типа Андоры, Мальты и Кипра, да рвущиеся в Альянс любыми путями "остатки" расколотой развалом бывшей Югославии страны. Тем самым укрепление связей с Европой будет сопровождаться неизбежно укреплением сотрудничества с НАТО, от чего государствам Центральной Азии никуда не деться.
Другой вопрос, станет ли НАТО форсировать прием стран Центральной Азии в свои структуры. Думается, что пока приоритетами для Брюсселя являются Украина, Грузия, затем прийдет черед Молдовы и Азербайджана, ну а дальше - уж как получится. Ведь если первые республики СНГ все-таки попадут в НАТО, то кардинальной перестройке (если не полному развалу) предется подвергнуть все структуры пост-советского пространства (в том числе СНГ и ОДКБ).
И в этой связи для Ценетральной Азии важны будут не временные рамки, и отнюдь не прописанные в Брюсселе "правила игры" для стремящихся в НАТО новых пост-советских кандидатов, а общий вектор их собственного дальнейшего политического развития. Думаю, что у стран Центральной Азии он постепенно будет все больше склоняться в натовскую сторону, какой бы "многовекторной" не была политика составляющих ее государств. Но следуя восточной мудрости лидеры государств региона особо "поспешать в НАТО" не станут, "многовекторно выжидая" наиболее подходящего для этого случая, и сохраняя при этом стратегические связи как с Россией, так и с Китаем.