CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo-az.com

"Иранская карта" в армяно-турецком "пасьянсе" : Echo

21 октября 2009

"Иранская карта" в армяно-турецком "пасьянсе"

21 Октября 2009, Echo

Какую роль в "продвижении диалога" сыграл Тегеран?

НУРАНИ

Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выступил по иранскому телевидению. В эфире Press TV он заявил, что Иран накажет "террористов", совершивших в воскресенье нападение на высокопоставленных представителей сухопутных сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР), и заверил, что "враги не навредят единству" иранцев. Главное, однако, состоит в том, что своим появлением в эфире с заявлением по поводу недавних событий аятолла Али Хаменеи опроверг, в числе прочего, слухи о собственной смерти. Которые начали распространяться на довольно-таки остром политическом фоне: страны Запада и Иран начали очередной раунд переговоров по ядерной проблеме, и в случае их неудачи вполне вероятно ужесточение санкций против ИРИ, а многие аналитики не исключают и силового варианта. Не говоря уже об усиливающемся риске внутренней нестабильности в Иране.

За ситуацией вокруг ИРИ с напряженным вниманием наблюдают во многих странах, в том числе и в Армении. Для которой Иран - союзник весьма ценный во всех смыслах, от поставок продовольствия и сырой нефти до обмена разведывательной информацией. И нетрудно догадаться, что "цементирует" дружбу Еревана и Тегерана именно неприязнь к Азербайджану. Пусть даже причины для этой неприязни у каждого в этой парочке свои.

Но если и сама по себе дружба Армении и Ирана и ее "антиазербайджанская" подоплека уже ни для кого не новость и не тайна, то контуры участия Ирана в нынешнем армяно-турецком "сближении" вырисовываются только теперь.

Как стало известно газете "Эхо", американский аналитик Джозеф Бодански, редактор Defense & Foreign Affairs Special Analysis сообщил о том, что еще в сентябре 2009 года Вашингтон и Тегеран достигли взаимопонимания в "подталкивании" Анкары и Еревана к открытию границы - за счет интересов Азербайджана. Как указывает Бодански, высокопоставленные представители Ирана, посещая Ереван, настойчиво советовали согласиться открыть границу. "Страны региона тоже могут многое получить от мирного добрососедства", - отмечали вовлеченные в процесс иранские дипломаты. В числе прочего, указывалось, что в этом случае армянские производители проникают на рынки 70-миллионной Турции, а через нее, возможно, и в Европу. Иран, в свою очередь, получал возможность "перемаркировывать" свои товары под армянские и поставлять их на рынки Турции и Европы. Звучит вроде бы убедительно, если не одно "но". Экспортный потенциал Ирана, в особенности применительно к Европе, вряд ли стоит переоценивать: здесь можно найти покупателя на осетровую икру (торговлю иранской икрой в значительной степени контролирует армянский бизнес), сухофрукты и т.д., но при этом такие продукты иранского экспорта, как фисташковые орехи, осетровую икру (с учетом последних "экологических" договоренностей) и ковры, можно ввозить даже в США, не говоря уже о странах Европы. Тем более "стирка" иранских товаров не нужна для турецкого рынка.

Но, анализируя сам факт участия Ирана в "продвижении" армяно-турецкого диалога, нельзя не учитывать и того, что Иран - это традиционный покровитель и спонсор турецких исламистов со времен исламской революции 1979 года. Во всяком случае в восьмидесятые годы послу Ирана в Турции пришлось досрочно отправляться на родину после того, как он принял участие в религиозно-политическом митинге в Конье, оплоте турецких исламистов.

Весьма показательна здесь история краткого пребывания во главе правительства патриарха турецких исламистов Наджмеддина Эрбакана. Потому как позволяет понять, какие направления турецкой политики "зеленые" пересматривают прежде всего. На выборах в декабре 1995 года его партия получила относительное большинство голосов - 21,38%, ненамного опередив партию "Ана Вэтэн" во главе с Месутом Йылмазом - 19,65% и "Догру Йол" - 19,19%. Теоретически такой расклад сил предоставлял возможность составить правительственную коалицию без участия "Рефах", однако лидеры светских партий прийти к долгосрочному согласию так и не смогли, и летом 1996 года появилось коалиционное правительство во главе с Наджмеддином Эрбаканом.

По традиции, первый свой зарубежный визит главы правительства Турции совершали в США и на Северный Кипр. Затем "обязательным адресом" стал Азербайджан. Но Наджмеддин Эрбакан отправился в Иран. а затем посетил Ливию (тот факт, что власти этой страны долгие годы оказывали финансовую, да и не только финансовую, поддержку ПКК и АСАЛА, был забыт).

Дальнейшие события многократно описывались в СМИ. Попытки Эрбакана то свернуть отношения Турции и Израиля, то запретить женщинам появляться в правительственных офисах в брюках и так уже накалили ситуацию. Но последней каплей стал скандальный "вечер Иерусалима" в Синджане - пригороде Анкары. Дело не закончилось антиизраильскими выступлениями - участвовавший в вечере посол Ирана Мохаммед Реза Багери, который прямо призвал к введению в Турции исламских порядков. Армия отреагировала сразу же. По улицам анкарского пригорода прошла бронетехника. По официальной версии, речь шла о подготовке военных учений. Однако мало кто сомневался, что армия напомнила исламистам, кто в доме хозяин. В феврале 1997 года собрался Совет национальной безопасности, где в течение 9 часов обсуждались пути защиты светских основ государства. Армейская верхушка предъявила Эрбакану ультиматум из 20 пунктов, среди которых были требования признать светские основы государства, вести борьбу с исламским фундаментализмом и прекратить "исламские притязания". Эрбакан пошел на уступки, но в том, что это агония, уже мало кто сомневался. Тем более что военное командование Турции объявило войну "исламской инфраструктуре", составлявшей финансово-экономическую базу "Рефах". На брифингах для прессы начальники разведки и контрразведки Генерального штаба Турции заявляли, что в стране действуют около 30 радикальных фундаменталистских группировок, которые могут прибегнуть к террору, они распространяют свое влияние на государственные структуры и значительно активизировали свою деятельность после того, как Эрбакан стал премьер-министром. Приводились данные, что исламисты контролируют 19 газет, 110 журналов, 51 радио - и 20 телеканалов, 500 фондов, 1000 фирм и 800 учебных заведений. Вскоре последовало и расследование деятельности турецкой террористической группировки "Хезболлах", которая стояла за похищениями и убийствами нескольких десятков журналистов, предпринимателей, политических деятелей...Название указывало на Иран откровеннее любых "финансовых цепочек".

Многие аналитики напоминали и о том, что в Турции неплохие позиции у иранского как бы "неполитического" капитала. Но как это капитал проявляет себя на выборах, тоже можно догадаться.

Но у того же Ирана свои симпатии и антипатии в карабахском противостоянии. Где Армению в Тегеране готовы поддержать не из-за исторических симпатий и антипатий, а лишь потому, что поддержка Армении - это косвенный способ ослабить Азербайджан. Если бы наша страна воевала бы, к примеру, с Туркменистаном, Иран точно так же поддержал бы Туркменистан. Воевала бы с Республикой Вануату - главным другом Ирана оказалась бы Вануату. И понятно, что отношения с Азербайджаном турецкие исламисты "секвестируют" значительно раньше, чем с Израилем. Потому что здесь речь идет о конкретном и насущном интересе, а не обязательном пиаре.

Но в те же дни "Голос Армении" сообщил о том, что армяне Ирана решили торжественно отметить...столетие "армянских погромов в Адане". Напомним: речь идет о подавлении в 1909 году армянского мятежа в Адане, столице Киликии - его участники требовали ни много ни мало армянской автономии в этом ключевом регионе, связывающем Анатолию с Ближним Востоком, На подавление мятежа правительство младотурок, как раз накануне этих событий уравнявшее в правах мусульман и немусульман, бросило регулярные войска. Мятеж провалился, получив в армянских источниках традиционное определение вроде "резня и погромы".

Теперь же, по сообщению газеты, под патронажем предводителя армянской епархии Исфагана епископа Бабкена Чаряна, по совместной инициативе Религиозного совета армянской епархии Исфагана и культурного центра союза "Арарат" так называемой "Новой Джуги", или "Новой Джульфы", 17 октября состоялось мероприятие, посвященное 100-летию "резни армян в Адане". Как пишет газета "Алик", со вступительным словом выступил епископ Бабкен Чарян, а в художественной части выступили танцевальные, эстрадные коллективы и чтецы из союза "Арарат". Из газеты узнаем также, что в рамках мероприятий, посвященных этой трагической дате, состоялся концерт исполнителя народных и революционных песен Гого Тутунджяна, прибывшего из Алеппо. Мероприятие вроде бы внутриобщинное, да и армяне в Иране, где даже исполнение "живой" музыки под запретом, имеют статус этакого "витринного" нацменьшинства, но в такой стране, как Иран, подобные акции априори не могут проходить без "отмашки" властей и вопреки их воле,

И "мероприятие" в Исфагане не оставляет сомнений, что не только в Ереване, но и в Тегеране никто не намерен принимать в расчет интересы Турции. Вопрос только в том, будут ли их учитывать турецкие исламисты.

echo-az.com

Предыдущая статьяРеализация проекта "Набукко" снова под вопросом : Echo
Следующая статья«Guardian»: Чтобы завоевать умы афганцев, надо понять их мышление : Zamandash press