Узбекистан полностью оправдали за преступления в Андижане, - Uznews
29 октября 2009, 09:50, CA-NEWS
CA-NEWS (UZ) - Министры иностранных дел стран-членов Евросоюза 27-го октября окончательно отказались от претензий к правительству Узбекистана по поводу расстрела сотен мирных жителей в мае 2005 года в Андижане, сняв эмбарго на поставки оружия, - пишет Uznews.
Спустя четыре года после того, как ЕС наложил санкции за расстрел демонстрации в Андижане 13 мая 2005 года на правительство Узбекистана, главы внешнеполитических ведомств стран-членов Евросоюза смирились с упорством Ташкента и отменили последнюю санкцию.
Несмотря на то, что эмбарго на поставку оружия было мерой больше психологической (Узбекистан вполне мог довольствоваться и российским оружием), Ташкент теперь может чувствовать себя полностью оправданным за преступления в Андижане.
Принимая такое приятное для Ташкента решение, европейские министры сослались на прогресс в обеспечении прав человека в стране, которая регулярно попадает в списки наиболее репрессивных государств.
Ратификация конвенций ООН о запрете детского труда, освобождение некоторых правозащитников, отмена смертной казни и введение института «Habeas Corpus», по их мнению, самое большое, чего можно было добиться санкциями от режима Ислама Каримова.
«ЕС поступил с Узбекистаном, как не очень строгий родитель с нашкодившим ребенком - пожурил и простил за обещание исправиться. Но решение все же отчасти правильное. Полная отмена санкций снимет напряженность в отношениях Узбекистана и Евросоюза и даст возможность для более продуктивного сотрудничества. Не в сфере прав человека, конечно», - считает депутат нижней палаты парламента Узбекистана, просивший не называть его имени.
По его убеждению, эмбарго мало что значило для Узбекистана, и правительство не пошло бы ни на какие уступки. Запрет на выдачу виз двенадцати узбекским чиновникам и приостановление действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве - именно эти санкции были козырными картами в руках Евросоюза.
«Но ЕС скинул эти козыри, и теперь вынужден довольствоваться декларациями о соблюдении прав человека. Парламент ратифицирует еще много международных конвенций и примет законов, обеспечивающих соблюдение гражданских прав, но поможет ли это реально?», - разводит руками депутат.
Отказываясь от последнего рычага давления на правительство Узбекистана, евроминистры заявили, что это «будет стимулировать узбекские власти принимать дальнейшие существенные шаги по улучшению правопорядка и ситуации с правами человека на местах».
Насколько хорошо это будет стимулировать правительство Узбекистана к уважению прав человека и гражданских свобод, можно представить уже сейчас, вспомнив, что только за два последних года свободу потеряли семь журналистов, а адвокатура подверглась жесткой чистке, в результате которой лицензий лишились те, кто осмеливался вставать на защиту журналистов, правозащитников и просто не согласных с режимом граждан.
Между тем, руководитель Группы быстрого реагирования в Узбекистане Сухроб Исмаилов настроен не так скептически. По его мнению, отмена всех санкций против правительства Узбекистана не повлияет на ситуацию с правами человека в худшую сторону.
В то же время, он считает, что ЕС должен сконцентрироваться на решении конкретных проблем, таких как искоренение детского труда и совершенствование института «Habeas Corpus».
Сразу же после отмены последней из санкций Евросоюза Human Rights Watch, Международная кризисная группа и «Репортеры без границ» в своем совместном заявлении обвинили ЕС в предательстве жертв нарушений прав человека в Узбекистане.
«Решение подчеркивает отсутствие в ЕС решимости перед лицом непримиримости Узбекистана и серьезно подрывает его положение в мире и авторитет принципиального поборника прав человека», - говорится в совместном заявлении.
Отмена санкций, по мнению вышеперечисленных международных организаций, даст карт-бланш не только правительству Узбекистана, но и всем другим деспотичным режимам:
«Это решение дает ясно понять всем ненавистникам прав человека: «Не обращайте внимания на наши требования реформ, так как, в конце концов, мы отступимся».