Профессор Т.Батыралиев: В Центральной Азии должна быть детская кардиология
24 февраля 2010, 14:39, CA-NEWS (KG)
CA-NEWS (KG) - Талантбек Батыралиев, кардиолог, профессор, президент Ассоциации специалистов по заболеваниям сердца, сосудов и легких Центральной Азии, член Американского колледжа кардиологов, Международных ассоциаций о проблемах кардиологии детского возраста на примере Турции.
В силу развития новых технологий, расширения знаний и опыта современная кардиологическая служба объединяет интервенционные и неинвазивные процедуры.
В прежние времена в эпоху отсутствия эхокардиографии было сложно диагностировать врожденный порок сердца, диагноз, как правило, выставлялся во время операции или на аутопсии. В настоящее время с развитием двумерного, трехмерного и допплеровского методов сканирования без труда можно определить вариант врожденного порока сердца. При недостаточной информативности допплер-эхокардиографии на помощь приходят компьютерная томография, катетеризация сердца, оксиметрия и ангиография.
Возможности сегодняшней медицинской техники превышают грани возможного, облегчают работу кардиологов, повышают качество оказания медицинской помощи - значительно улучшают как скорость и точность диагностики, так и эффективность лечения.
Рассмотрим подробнее опыт Турции в организации детской кардиологии. В целом, относительно мирового уровня здравоохранение Турции определяется как не самое высокое и желаемое, но по сравнению со странами СНГ оно несравненно выше.
На сегодняшний день Турция испытывает недостаток в детских кардиологах, но вместе с тем, в отличие от других отраслей здравоохранения, именно детская кардиология развита и поставлена на уровне ведущих европейских и американских клиник, специализирующихся на педиатрической кардиологии.
Система подготовки кадров заимствована из англоязычных стран и наиболее адаптирована к американской. Абитуриенты, сдавшие экзамен при поступлении в вуз, распределяются по медицинским вузам Турции согласно проходному балу. В течение 6 лет студенты обучаются в вузе и по окончании получают диплом врача общей практики.
При желании получить более узкую специальность. Выпускники должны сдать экзамен (TUS), и при наборе определенного балла они зачисляются на специализацию при том или ином медицинском факультете вуза, где продолжают обучение в течение 4-6 лет в зависимости от выбранной специальности. По окончании специализации, завершения научного исследования, защиты диссертации и сдачи экзамена доктора получают сертификат специалиста, например, кардиолога, гастроэнтеролога, эндокринолога, кардиохирурга и др.
После 6-летнего обучения в мединституте специализация по педиатрии длится 4 года. Завершившие подготовку по педиатрии доктора получают звание Uzman Dr - специалист по общей педиатрии. Для подготовки кадров по детской кардиологии педиатры снова должны сдавать экзамен, чтобы быть зачисленными на специализацию по педиатрической кардиологии сроком 3 года. Специализация по детской кардиологии включает освоение всех неинвазивных и инвазивных методов диагностики и лечения, применяемых у кардиологических пациентов детского возраста с первого дня жизни до 18 лет. Навыки детского кардиолога включают обследование, холтер-диагностику ритма сердца и артериального давления, нагрузочные тесты, вазореактивный и др. сосудистые тесты, эхокардиографию, катетеризацию сердца, ангиографию; владение методиками ангиопластики и окклюдерного закрытия различных дефектов (ДМПП - дефект межпредсерной перегородки, ДМЖП - дефект межжелудочковой перегородки, ОАП - открытый артериальный проток и др.). В рамках специализации по детской кардиологии существует раздел нарушений ритма и проводимости сердца детского возраста, в ходе подготовки специалисты осваивают методы электрофизиологического исследования сердца, аблацию, установку кардиостимуляторов, дефибрилляторов и др.
Обучение специалистов продолжается при кафедрах детской кардиологии медицинских факультетов вузов. Медицинский факультет каждого вуза имеет собственную оснащенную клиническую базу, где образовательный процесс неразрывно связан с практикой. Педагоги, начиная с заведующего кафедрой и заканчивая младшим преподавателем, являются интервенционными практикующими кардиологами.
Клинические базы медфакультетов работают как многопрофильные муниципальные больницы, где проводится прием пациентов, все необходимые виды обследования и консультации специалистов, есть лаборатория, поликлиника, стационар, операционные и т.д. В клинике работают только сотрудники вуза (кафедры), ассистенты профессоров (доктора, проходящие специализацию) и средний медперсонал. Студенты, обучаясь в течение 6 лет, проходят подготовку в здании клиники на кафедрах и наряду с учебным процессом посещают обходы профессоров и операции.
В отличие от студентов Средней Азии, студенты-медики Турции знакомы со всеми достижениями современной клинической медицины, так как их образование адаптировано к современным условиям, наличию оборудования и свободному владению английским языком. Еще одно немаловажное преимущество турецкого медицинского образования - англо-саксонская медицинская литература, основанная на латинской терминологии, благодаря чему турецкие студенты за время обучения в мединституте безболезненно осваивают медицинский английский язык, что в будущем позволяет им свободно изучать оригинальную медицинскую литературу на английском языке и общаться с иностранными коллегами.
Недостаток советской системы подготовки кадров - отсутствие оснащенной материально-технической базы, оторванность образовательного процесса от практики, неинформативная и неизбежно устаревающая русскоязычная литература с переведенными на русский язык международными медицинскими латинскими терминами, невладение английским языком и разобщенность отраслей. В результате такой подготовки специалистов врач-функционалист, выполняющий ЭХОКГ, не знает, что видит, а доктор, направивший пациента на ЭХОКГ исследование, читая заключение, не знает, что лечит. Безусловно, советская система подготовки кадров тоже имеет свои положительные стороны, и одно из самых сильных и неизменных ее преимуществ - клиническое мышление, позволяющее советским докторам, не имея возможностей зарубежной медицины, правильно диагностировать и лечить своих пациентов.
В то же время реалии сегодняшнего дня таковы, что гордиться прошлым и продолжать плыть по течению уже нельзя, поскольку вся система здравоохранения в мире коренным образом изменилась, и при всем нежелании и боязни перемен здравоохранению Центральной Азии необходимо перестраиваться, реформироваться, начиная со структуры подготовки кадров, образования и заканчивая оснащением клиник.
Возьмем, к примеру, врожденные пороки сердца у детей в Турции. При первичном обращении маленького пациента в поликлинику в тот же день в течение нескольких часов проводятся все необходимые обследования, эхокардиография, при необходимости - консультации специалистов и назначение лечения. По показаниям детей госпитализируют в тот же день, готовят к катетеризации и ангиографии. Один день в неделю собирается консилиум из детских кардиологов и кардиохирургов, на котором докладываются и разбираются все госпитализированные за прошедшую неделю пациенты, просматриваются мультимедийные записи их ангиографий и совместно выносится решение по поводу дальнейшей тактики ведения. Принимается единое мнение по виду и срокам оперативного вмешательства, при этом учитывают сопутствующие состояния, вес, возраст ребенка, состояние на момент подготовки к операции, показания и противопоказания (ВПС у детей в Турции оперируются в любом возрасте). После операции ребенка продолжают совместно наблюдать кардиологи и кардиохирурги, все решения также принимаются совместно. В отдаленном послеоперационном периоде пациента наблюдают кардиологи.
Пороки сердца, такие как ДМПП, ДМЖП и ОАП, закрываются миниинвазивными методами во время ангиографии. Оперативное вмешательство используется как самый последний и безвыходный способ лечения, когда другие методы неэффективны или невозможны.
Большинство прооперированных детей с атрезией трикуспидального клапана, тетрадой Фалло и другими комплексными ВПС возвращаются к нормальной жизни, растут, развиваются, получают образование и заводят семьи. На базах кафедр детской кардиологии немало пациентов, прооперированных, обратившихся в первые дни жизни, которые в последующем приводят своих детей на консультацию и лечение.
Кроме того, в рамках детской кардиологии в Турции в течение последних 15-18 лет применяется перинатальная диагностика ВПС у плода, хромосомные и генетические исследования до 22 недели беременности. Такая диагностика очень эффективна, поскольку позволяет заблаговременно выявить несовместимый с жизнью порок развития и вовремя прервать беременность (синдром Дауна, Тернера, Клаинфельтера и др.).
Большое внимание уделяется работе с населением, пропаганде правильного образа жизни, пагубного влияния вредных привычек, воспитании молодежи и планировании семьи.
На конгрессах детских кардиологов обсуждаются сложные клинические случаи, врачи из различных клиник докладывают своих пациентов с целью получить консультацию ведущих специалистов страны, в режиме онлайн проводятся операции и инвазивные процедуры с использованием телемедицины. Приглашаются зарубежные специалисты, организовываются обучающие курсы по интенсивной терапии, неонатологии, эхокардиографии и др.
Для детей с синдромом Дауна существуют специализированные детские сады и школы, где с ними работают подготовленные педагоги и психологи. Финансовое содержание таких детей полностью обеспечивает государство.
Усилия детской кардиологии Турции сосредоточены на ранней диагностике и своевременном лечении ВПС у детей, снижении показаний к оперативным вмешательствам, минимальной травматизации, интервенционных (инвазивных) процедурах вместо операций на открытом сердце (где это возможно), повышении качества и продолжительности жизни детей. Совместная работа педиатров, генетиков, детских кардиологов и кардиохирургов направлена только на защиту интересов больного ребенка и его родителей.
Хотелось бы надеяться, что здравоохранение Центральной Азии обратит внимание на детскую кардиологию, направит усилия на организацию и постановку этой службы, пересмотрит систему подготовки кадров. Необходимо работать с населением, женщинами детородного возраста, вести просветительскую работу, рекламные благотворительные акции о здоровом образе жизни и планировании семьи, поскольку в здоровом теле женщины - будущее народа.
К сожалению, в странах Центральной Азии нет консенсуса между кардиологами и кардиохирургами, нет согласованности и желания совместного сотрудничества в интересах пациентов, что существенно тормозит развитие и прогресс клинической кардиологии.
Необходимо помнить, что здоровые дети - это будущее страны, ее генофонд, определяющий дальнейшее развитие и судьбу государства, поэтому к жизни и здоровью детей нельзя оставаться равнодушными.