Прозрачность по-туркменски
29.03.2010, Хроника Туркменистана
По признанию работницы ашхабадского почтового отделения ? 25, все посылки, бандероли и письма, адресованные туркменистанцам из других стран, поступают к почтовикам после таможенного досмотра, и больше половины из них приходят со следами вскрытия.
«Некоторые письма, после того как их открывали, небрежно, кое-как, заклеены клейкой лентой. Но большинство так и доставляем получателям в разорванных конвертах. С посылками и бандеролями такая же история. Вот, например, сегодня одна женщина получила в нашем отделении посылку из России, в которой даже заводская упаковка печенья была открыта. А некоторые из печений разломаны пополам - таможенник не поленился и внутрь печений заглянуть. Постоянно люди жалуются на это безобразие. Но что мы можем поделать? В таком виде к нам все с таможни приходит» - продолжает она.
«У меня сын учится в Минске. Каждый раз, когда получаю от него письмо, чувствую себя заключенной, у которой бдительная администрация тюрьмы читает всю переписку: конверты всегда грубо разорваны, а потом наспех заклеены «скотчем» - возмущается жительница Балканабада Людмила. - Уже три раза подавала письменную жалобу на Главпочтамт, но никакого ответа до сих пор не получила».
Но руководство почтовой службы тут не причем. Сотрудники таможни, под предлогом поиска запрещенной к ввозу в страну продукции, вскрывают всё.
Туркменская пресса, уже неоднократно рассказывала о том, что таможенные центры оборудуются новейшим современным оборудованием. Наверняка среди этого оборудования есть и установки, позволяющие просветить посылки и бандероли и обойтись без их вскрытия. Но почему-то они не используются.
В свое время предыдущий председатель Государственной таможенной службы сообщал, что «объем работы в последнее время систематически нарастает вследствие увеличения грузопотока, пересекающего границу страны в обоих направлениях». Тем не менее, таможенники по-прежнему, не смотря на смену в начале текущего года своего руководства, находят время и возможности возиться с каждой посылкой, с каждой бандеролью и с каждым письмом. И новый руководитель - Меретгелди Бердиев, не спешит удерживать проявляющих чрезмерное рвение своих подчиненных.
Очевидно, здесь есть совпадение интересов. Государство пытается максимально усложнить общение и контакты жителей страны с внешним миром, а таможенники, вскрывая посылки, зачастую изымают из них вещи, продукты, книги и все что кажется им привлекательным. Никаких протоколов об изъятии не составляется, и все «изъятое», а точнее, попросту уворованное, попадает в руки самих работников таможни.