Ошская бойня, или Пять дней, которые потрясли Кыргызстан
18 июня 2010г. ? 24 (902) , Деловая Неделя, Казахстан
Точное количество жертв в Оше и Джалал-Абаде пока не известно, поскольку даже власти признают, что 200 убитых, зарегистрированных в морге, - только часть жертв межэтнической бойни
Мадина Маратова, Бишкек
Сотни погибших, тысячи раненых, сотни тысяч обездоленных и беженцев на юге Кыргызстана и в Узбекистане - так родственники Бакиева отомстили своим соотечественникам за отлучение от власти. Именно их считают виновниками межэтнической распри на юге Кыргызстана, едва не развалившей страну.
Пять дней в Ошской и Джалал-Абадской областях люди, десятилетиями бок о бок жившие в мире и согласии, резали и стреляли друг в друга.
Массовые беспорядки, переросшие в межэтнический конфликт, напомнили кыргызстанцам ошские события 20-летней давности. Тогда в результате межнациональной войны погибли несколько тысяч человек. В этот раз количество убитых, составляющее, по официальным данным, около 200 человек, на самом деле также приближается к 1500-2000, большая часть из которых - узбеки.
Нынешние события, по данным временного правительства и целого ряда политических аналитиков и общественных деятелей республики, имели четкий план, режиссеров и жесткую цель - сорвать референдум, отделить юг Кыргызстана от страны или даже вернуть клан Бакиевых к власти. Заказчики - близкие родственники экс-президента Курманбека Бакиева - братья Жаныш и Ахмат, племянник Санжар и младший сын Максим. Исполнители - иностранные наемники и местный южный криминалитет. Бюджет бойни, по словам первого зама председателя ВП Алмазбека Атамбаева, составил 10 миллионов долларов.
Залитый кровью и сожженный Ош
В ночь с 10 на 11 июня информагентства сообщили о массовых драках в разных частях города Ош. Позже летний вечер в южном городе превратился в ад, заполыхали кафе и частные дома, гостиницы и магазины. Находясь в Бишкеке, трудно было понять о том, что же там происходит. Очевидцы рассказывали о вооруженных толпах узбекской молодежи, которые расстреливали кыргызов, насиловали девушек в общежитии и поджигали дома кыргызов. В ответ кыргызские парни из близлежащих сел сотнями стали прибывать в Ош и мстить, поджигая узбекские кафе и целые традиционные кварталы - махалли.
Город, южная столица Кыргызстана, в одночасье погрузился в пучину кровавого хаоса. Толпы погромщиков нападали на махалли и отдельные частные дома, были разграблены и сожжены магазины, кафе. Дошло до того, что мятежники отбирали военную технику у военных (БТР), после чего таранили ею баррикады, которыми пытались ощетиниться узбекские махалли. Отдельные группы провокаторов, сев в машины без номеров, ездили по городу и расстреливали всех попадающихся им на пути. Прямо на улице шли расправы, изнасилования. Некому было тушить пожары, оказывать помощь раненым, погромщики нападали на всех, кто пытался помочь жертвам. Военные гарнизоны, отделения милиции превратились в осажденные крепости. Трупы лежали на улицах, в мечетях, на кострищах...
Так продолжалось целый день 11 июня, в течение которого город Ош буквально полыхал. Беспорядки не прекратились и ночью, когда ввели комендантский час. Контроль над ситуацией власти утеряли, милиция и военные защищали больше сами себя.
Бакыт Оморкулов, сотрудник коалиции «За демократию и гражданское общество», так рассказывал о ситуации «ДН»: «Я только что проезжал по городу, улицы заполнены молодыми людьми с палками, арматурами, оружием. Улица Араванская центра Оша полностью разгромлена, десятки кафе и дома горят. В районе «Черемушек» такая же картина. Это просто Чечня какая-то! Живого места нет, черный дым по всему городу, десятки машин подожжены. Городское население в основном сидит по домам, а по улицам бродит бесчинствующая молодежь. Обидно, что власти говорят, что все под контролем, а на самом деле военные БТР просто ездят туда-сюда, а никакой защиты от них. Ошане очень возмущены, что власти оставили их один на один с такой бедой».
12 июня беспорядки так и не прекратились. В нескольких районах города шли ожесточенные бои между группировками. С карты города стерты практически все узбекские кварталы. По неполной информации, собираемой махаллинскими старейшинами, убиты не менее тысячи человек, и это без данных из самых пострадавших от рук погромщиков кварталов вроде Фурката.
В этот день Азимбек Бекназаров, заместитель председателя временного правительства, заявил журналистам: «Комендатский час распространяется не только на Ош, но и на Узгенский, Араванский, и Карасуйский районы, так как дестабилизация уже распространяется и туда. Мы имеем право после объявления комендантского часа стрелять на поражение в тех, кто продолжает бесчинства. У нас есть доказательства, что есть силы, которые планово действуют и готовят данную дестабилизацию. Поэтому мы ввели чрезвычайное положение и в Джалал-Абадской области. Определенные силы заинтересованы в том, чтобы началась вражда между узбеками и кыргызами, чтобы Кыргызстан потерял свою целостность, чтобы страна была разделена на север и юг. Такой вывод спецслужбы сделали после анализа вчерашних и сегодняшних событий. По их информации, до 10 июня в Оше появились 30 человек из Таджикистана, они и организовали драку. Кроме того были рассредоточены снайперы по всему городу Ош. Когда начались беспорядки, снайперы стреляли и в узбеков, и в кыргызов. Что еще больше спровоцировало межнациональную рознь. Кроме того определенные группы окружили общежитие университета, где живут молодые студентки, и хотели организовать поджег и изнасилование. Местные силовики спасли данное общежитие. Но такие попытки были сделаны в других общежитиях. У нас есть основания считать, что за беспорядками стоят бакиевские силы. А именно брат Ахмат Бакиев».
На этом фоне Бишкек никак не мог восстановить свою власть. Страна начала скатываться к гражданской войне, и временное правительство решило пойти на крайние меры. Президент переходного периода Роза Отунбаева заявила журналистам: «Кыргызстан обратился к России за помощью в урегулировании ситуации на юге страны. Мы нуждаемся в вводе в Кыргызстан внешних сил, чтобы купировать ситуацию и погасить противостояние. События показывают, что диалога не получается, а продолжаются стрельба и погромы. Мы ждем вестей от России и надеемся, что в ближайшее время будут приняты адекватные меры».
В ночь с 12 на 13 временное правительство приняло решение о частичной мобилизации граждан Кыргызстана. Узбекистан открыл в одностороннем порядке госграницу для приема беженцев узбекской национальности на свою территорию, к середине недели на узбекской территории скопились до ста тысяч ошан. Тем временем конфликт продолжал разрастаться, перекидывась на соседнюю Джалал-Абадскую область.
Растерзанный Джалал-Абад
13 июня ситуация в Оше оставалась напряженной, в отдельных районах шли перестрелки и полыхали пожары. В этот день беспорядки начались в Джала-Абаде. На местном ипподроме скопились несколько тысяч мужчин-кыргызов, они вооружались кто чем может - палками, арматурой, охотничьими ружьями. Там же находился угнанный накануне БТР с пулеметом, был у людей и миномет. Конкретного лидера у людей не было, многие были настроены очень агрессивно, поджигаемые слухами, зазвучали призывы: «Пойдем громить узбеков!».
В Джалал-Абаде беспорядки начались с многочасового штурма местного УВД, однако милиции удалось отбить эти атаки. Был жестокий бой в районе областной больницы. Крупным расстрелом закончилась попытка дружинников провести переговоры с погромщиками, находившимися на захваченном БТР - те открыли огонь и на месте расстреляли не менее 20 человек. Ночью происходили мелкие столкновения, перестрелки, поджоги домов. Все эти действия осуществляли провокационные группы, сообщил журналистам комендант города Джалал-Абад и Сузакского района Кубатбек Байболов.
Так же, по его словам, была предпринята попытка захвата Майлисууйской военной части.
По сообщению Байболова, установлено, что в Джалал-Абаде действовали провокационные силы, переодетые зачастую в милицейскую форму и маскировочные костюмы. Одежду они могли взять в разграбленных отделениях милиции или войсковых частях.
«Данные группы обстреливали как кыргызов, так и узбеков. По имеющейся у нас информации, племянник сбежавшего президента Санжар Бакиев раздавал оружие, также в провокациях задействованы известные на юге люди», - сказал Байболов.
Он также отметил, что в Джалал-Абад переброшены военные силы, в числе которых прибывшие по мобилизации, однако под свой контроль ситуацию сразу взять им также не удалось.
14 июня беспорядки в Джалал-Абаде продолжились. Как сообщила «ДН» Жанна Саралаева, президент женского НПО, работающего в этом городе: «С утра толпа в 2 тысячи собралась на ипподроме. Перед ними выступал экс-министр чрезвычайных ситуаций Камчибек Ташиев, уговаривал не устраивать погромов. Но толпа его не послушала и направилась к центральной площади. По некоторым слухам, им там раздавали оружие. Мы, правозащитники, пришли провести с ними беседу и узнать их требования. Однако выяснилось, что никакого лидера у них нет. Целью они назвали - идти в село Сузак, громить узбеков. У всех в руках бутылки с пивом, которые они взяли в результате ограблений магазинов. По моему впечатлению, в большинстве они невменяемые, под воздействием алкоголя и взбудораженные слухами о зверствах узбеков. Там были и молодежь, и люди в почтенном возрасте, все - мужчины. Когда я попыталась их утихомирить, они немного нас побили».
Позже толпа все-таки направилась в село Сузак. По пути агрессивные люди поджигали дома, грабили их и стреляли. «Мы спрятали несколько узбекских семей в квартирах знакомых кыргызов. Мы ни за что не дадим в обиду наших соседей»,- говорит Жанна Саралаева.
В пресс-службе мэрии Джалал-Абада также сообщили: «14 июня были сожжены Дом быта, школа, кафе «Ширин». Сейчас толпы устроили бесчинства в микрорайоне «Спутник» и районе Кугарт. На одной из центральной улиц висит лозунг «Если попадутся узбеки, мы их расстреляем». Сейчас толпа направляется в село Сузак. По пути сожгли пост ГАИ».
К вечеру того дня МИД Узбекистана сообщило о 75 тысячах беженцев, которые пересекли госграницу. Некоторые населенные пункты юга страны, населенные преимущественно узбеками, опустели - все население их бежало в сторону границы сопредельного государства.
Население полностью утеряло доверие к временному правительству, все ждали вмешательства России, которая так и не решилась отправить в южный Кыргызстан свои войска.
Режиссура бойни
Только к 15 июня беспорядки вдруг пошли на убыль. Либо ресурсы провокаторов закончились, либо бесчинствующая молодежь отрезвела. Либо план Бакиевых вступил в новую фазу.
Роза Отунбаева в этот день заявила на пресс-конференции: «Ситуация находится в стадии успокоения. Всюду, где это возможно, идут двусторонние примирения. Люди готовы забыть старое. Они поняли, что стали игрушкой в руках тех, кто устроил эту ситуацию. Нет никаких сомнений в причастности Бакиевых к этой ситуации. Это проплаченные мероприятия теми, кто руководствовался формулой «после меня хоть потоп!»».
Государственная служба национальной безопасности Кыргызстана сообщает об огромном количестве огнестрельного оружия, которое было применено на юге во время беспорядков. За период с 10 по 15 июня 2010 года в результате столкновений в городе Ош с обеих сторон было применено: свыше 5000 железных прутьев и арматуры; около 1500 бутылок с зажигательной смесью; около 25 ПМ; около 279 АК; около 100 охотничьих ружей; 2 СВД; 10 помпового оружия; множество ножей и колюще-режущих предметов. По предварительным данным, в результате столкновений в городе Джалал-Абаде на руках у обеих сторон было: около 30 единиц автоматического оружия; около 50 гладкоствольного оружия; большое количество деревянных палок, арматуры, зажигательной смеси.
В дни массовых беспорядков в Ошской области неизвестными лицами были похищены в воинских частях, органах внутренних дел, пограничных заставах, охотничьем магазине «Марко Поло», расположенных в г.Ош и Ошской области, в пределах 100 АК с боеприпасами, а также несколько ПМ.
По состоянию на 15 июня оперативной группой ГСНБ КР уже изъяты 1 крупнокалиберный танковый пулемет, 1 танковый пулемет Калашникова, 6 АК с 10 магазинами к ним, 1 подствольный гранатомет и 13 боевых выстрелов к нему, более 3000 патронов. Также в результате проведенных разъяснительных мероприятий гражданами добровольно сдано 12 автоматов Калашникова, 24 магазина и 595 патронов. Те, кто сдавал оружие сразу, получали амнистию.
В результате столкновений сторон в Джалал-Абаде, по предварительным данным, были сожжены 90 частных домов, 105 торговых магазинов, 74 объекта общепита, в том числе кафе и рестораны, 60 автомобилей, 1 городская баня, а также более 60 мелких коммерческих ларьков и киосков. Кроме того, торговые точки и частные дома местных жителей подвергаются грабежу и мародерству.
В пресс-релизе, распространенном пресс-службой ГСНБ, говорится, что 11 июня 2010 года по событиям, произошедшим в г.Ош, органами прокуратуры возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьями 97 «Убийство» и 233 «Массовые беспорядки». Для расследования данного дела была создана следственно-оперативная группа из числа сотрудников органов национальной безопасности, внутренних дел и прокуратуры.
Как работали провокаторы
В интервью ВРС директор ОФ «Эгалите», конфликтолог Татьяна Выговская, рассказала о том, как работали провокаторы. В результате анализа того, что произошло на юге, конфликтолог выявила несколько видов провокаций.
«Первая провокация - это игра на ущемленном чувстве национального достоинства. Провокаторы находили конкретно тех людей или те группы людей, которые считали себя обиженными со стороны того или другого народа и уговаривали их отомстить. При этом они обещали, что снабдят их оружием, поддержат материально и морально, уверив, что мститель сам не пострадает. Одновременно они предупреждали противоположную сторону и в еще большем объеме снабжали ее оружием и консультациями. Их цель состояла в том, чтобы, воспользовавшись психологическим состоянием людей, столкнуть стороны, сделав их игрушкой в своих руках».
«Второй вид провокаций - это использование бытовых ссор в кафе, ресторанах и других общественных местах. Эта провокация направлена на молодых людей от 14 до 24 лет. То есть они сидели в кафе, выпивали, к ним подсаживается незнакомец - просто поговорить. Постепенно озвучивается информация «с национальным привкусом», которая буквально заводит молодежь и натравливает на представителей другой национальности. Таким же образом разогревали их предполагаемых оппонентов. Среди представителей другой этнической группы они говорили противоположную информацию, что «те убили ваших». Начинается провокация».
«Третий вид провокаций - это изнасилование, один из наиболее серьезных видов провокаций, потому что ни один нормальный мужчина не стерпит, если изнасилуют его жену, сестру, дочь, и, естественно, он пойдет мстить. Массовые изнасилования имели место в Оше, причем это были не просто изнасилования, а изнасилования в особо извращенной форме - с убийствами, то есть провокаторы сделали сразу так, чтоб пошла вражда, чтобы у человека не осталось надежды, что с этим разберутся правоохранительные органы и что подвергнувшегося насилию человека можно спасти».
«Четвертый вид провокаций - это насилие над маленькими детьми. Когда работают организованные группы, у них нет никаких моральных принципов. Для них убийство ребенка - всего лишь запланированная акция», - сказала Выговская.
Конфликтолог отметила, что у провокаторов очень хорошо работала сеть осведомителей.
«Большое значение провокаторы придают распространению ложной информации. Было много случаев, когда звонили мужчине и говорили, что зарезали его детей. На самом деле дети оказывались живы, а мужчина - нет, потому что он шел искать убийц и становился пушечным мясом», - сказала Выговская.
Посетители интернет-форумов, где активно обсуждали новости с юга Кыргызстана, приводят множество вопиющих примеров жестокости, имевших место в Оше. По их данным, вооруженные погромщики захватывали автомобили «скорой помощи» и приезжали на вызовы, где расстреливали всех, кто попадался. Многие трупы намеренно сжигались.
Референдум должен состояться!
О том, что референдум и выборы в парламент должны состояться в намеченные сроки, заявили ОБСЕ и Евросоюз. Временное правительство намерено приложить все усилия, чтобы референдум по принятию новой Конституции и частичной легализации новой власти, состоялись. Недавно временное правительство распространило обращение к народу.
«Вся страна - от детей до стариков - скорбит с родными и близкими погибших. Сейчас нет ни одной кыргызской или узбекской семьи, которой не коснулось это горе. Причина случившегося - это несбыточное стремление прежних правителей вернуться к власти. Долгие годы они высасывали энергию из нашего народа и разрушали защитные механизмы государства - образование и медицину, милицию и армию, экономику и культуру. Оставив после себя обломки государственного аппарата, они пытаются превратить страну в безлюдную и выжженную пустыню. Члены «семьи» на весь мир обещали утопить народ в крови, и мы увидели, как они это делают. Против своего народа, своих соплеменников, соседей, против своей страны они направили десятки наемников, наняли сотни провокаторов, чтобы осуществить преступный замысел, чтобы потопить в крови свою бывшую Родину. Теперь на их совести уже сотни жертв и, самое страшное, - межэтническое противостояние братских народов. Мы имеем дело с новой разновидностью терроризма, использующего не только взрывчатку и оружие, но и чудовищные информационные провокации. По сути дела, против нас было применено современное оружие массового поражения - организация и провоцирование масштабного межэтнического конфликта.
Истинная причина произошедшей трагедии - это террористическая диверсия, спланированная и осуществленная изгнанными из Кыргызстана представителями свергнутого клана»,- говорится в обращении.
«Мы, люди, взявшие на себя ответственность за страну в это трудное время, просим у всего народа и у каждой семьи, в которой есть погибшие и пострадавшие, прощения за то, что не смогли уберечь вас от этой беды. Да, мы всего два месяца у власти. Да, против нас бросили несоизмеримые ресурсы, выкачанные из обескровленной страны. Да, мы были вынуждены в самые трудные дни остаться наедине с врагом. Но это не снимает с нас вины за произошедшее.
И мы намерены искупить ее. Мы обещаем вам, что найдем и накажем провокаторов и организаторов, где бы они ни скрывались. Мы незамедлительно приступаем к проведению расследования их преступлений, сообщим народу о результатах работы соответствующей комиссии. Мы окажем всю необходимую помощь пострадавшим и семьям погибших»,- подчеркивают временные власти.
«Стабилизация возможна лишь через решение политических вопросов: проведение референдума и парламентских выборов. Временное правительство намерено объявить выборы сразу же после проведения референдума по проекту Конституции. Они будут назначены на ближайший возможный по закону срок. Любые усилия по срыву референдума - это путь к хаосу, затягиванию решения политических вопросов. Ответственным политикам и народу Кыргызстана этого не нужно. Скорейшее проведение выборов - единственный путь к стабильности, к прекращению провокаций и враждебных действий»,- считает временное правительство.
Многие наблюдатели уверены - за действиями наемников семьи Бакиевых проглядывает не только злоба потерявших власть коррупционеров, но и холоднокровная деятельность какого-то мозгового центра, умело манипулирующего страстями. Впрочем, даже план самого Максима Бакиева подразумевал не только вооруженные провокации, но и формирование внешне никак не связанной с ним политической силы, которая могла бы стать новой партией власти. Судя по тому, что некоторые фамилии из его разговора с дядей прозвучали в числе миротворцев, которым вдруг начало удаваться установить мир (кстати, куда девались боевики?), его план так же, может быть, еще действует...