Вохидхон Косиддин: «Считаю, что из Конституции страны нужно убрать понятие «светский»»
Avesta.Tj | 17.09.2010
Заместитель председателя Партии исламского возрождения Вохидхон Косиддин считает, что Конституция Таджикистана требует новых поправок, связанных в частности с такими понятиями как «светский» и «многоженство». Об этом он пишет в своей статье «Сарконун догма нест» (Конституция - это не догма) в свежем номере газеты «Фараж».
В частности политик отмечает, что ряд статей нынешней Конституции не соотвествует тем реалиям в которых находится республика. 97-99% населения являются последователями Ислама, однако, в Основном законе страны в статье 1-й и 100-й сказано, что Таджикистан является светским государством.
«Там же в Конституции есть статья 8, где говорится, что государство и религия отделены друг от друга и их взаимооношения регулируются государством, - пишет - Коссидин. - Это уже является гарантией и для чего нам тогда нужен термин «светский»?». Он отмечает, что такие страны как Турция или Франция, находящиеся под давлением антирелигиозных сил, имеют в своем законодательстве такое понятие, но «сейчас сами этому не рады».
Зампред ПИВТ отмечает, что человек не безгрешен, идеален только Всевышний, и поэтому Конституция как творение человека не является догмой и может быть изменена. Стоит отметить, что эти слова в точности повторяют заявления окружения президента Рахмона, которые провели вопрос проведения референдума по внесению 55 поправок в Основной закон страны. 22 июня 2003 года с одним вопросом голосования поправки в Конституцию были приняты, основной из которых стало увеличение срока президентства до двух сроков по семь лет с вступлением в силу только после окончания действующего срока президента. Это автоматически позволило Э. Рахмону, чей общий срок президентства подходил к концу, в 2006 году вновь баллотироваться на очередной срок, остаться на своем посту и теперь потенциально находиться в этой должности до 2020 года. Очередные президентские выборы в стране ожидаются в ноябре 2013 года.
В. Косиддин также предлагает изменить 33 статью Конституции, которая запрещает многоженство в республике. По его мнению, это также не соответствует реалиям времени и он высказывает свое предположение, что как минимум треть мужского населения в стране формально имеют вторых и третьих жен, и многие госчиновники не исключение. «Таким образом они являются нарушителями закона, - говорит оппозиционный деятель. - Если подойти к этому вопросу строго, что станет с этими женщинами? Ведь у них есть свои потребности, включая половые. Пусть они пополнят ряды тех, кто торгует своих телом?».
Он также выразил недовольство новым законом страны «О свободе совести и религиозных объединениях», согласно которому, по его мнению, ограничение на посещение мечетей несовершеннолетними лицами, на создание мечетей в населенных пунктах или регионах, где численность населения может быть меньшей, чем того требует закон (10-20 тыс. человек), на избрание имам-хатибов не народом, а соответствующим органом власти - все это нарушает права верующих и ставит их в двусмысленное положение - нужно что-то нарушать - законы Ислама или законы государства.
Стоит отметить, что некоторые активисты ПИВТ в свое время были осуждены за двоеженство, которые по действующему Уголовному кодексу страны (статья 170 «Двоеженство или многоженство») наказывается штрафом, или исправительными работами до двух лет или лишением свободы до пяти лет. Между тем, по имеющейся информации, у ряда высокопоставленных госчиновников и многих крупных бизнесменов страны есть "вторые жены" или гражданские браки помимо основного.
«Это нередкий случай в Таджикистане, когда за одновременное ведение двух хозяйств граждане привлекаются к уголовной ответственности, - говорила в интервью сайту «Фергана.Ру» в августе 2009 года профессор Худжандского госуниверситета Раъно Бободжонова. - По нашим подсчетам, начиная с 1988 года, с введением в Уголовный кодекс отдельной статьи за двоеженство или многоженство, были возбуждены уголовные дела в отношении около сотни мужчин, и все они понесли наказание.