CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Ташкент «растуречил» торговлю :: Казахстан. Деловая Неделя.

12 марта 2011

Ташкент «растуречил» торговлю

11 марта 2011г. ? 9 (937), Деловая Неделя, Казахстан

Нигора Юлдашева, Ташкент

Деятельность турецких супермаркетов в Узбекистане связали с религиозной сектой и прекратили

В столице Узбекистана со скандалом закрылся крупнейший турецкий супермаркет «Turkuaz». По свидетельствам очевидцев, четырехэтажное здание - бывший ГУМ, возле рынка «Чорсу» было оцеплено милицией, подъехавшей на нескольких автобусах, а позднее спецназ в черных масках стал выводить под конвоем задержанных сотрудников. И это был не первый случай - в январе после нескольких месяцев проверок, проводившихся отделом по борьбе с финансовыми и налоговыми преступлениями Генпрокуратуры, в административном центре Ташкента прекратил свою деятельность существовавший с середины 1990-х годов популярный турецкий супермаркет и fast-food «MirStore». Слухи о предстоящей ликвидации всех представительств турецких торговых компаний вызвали ажиотажный наплыв покупателей в еще работающие филиалы компаний «Turkuaz» и «Sharq-MIR», кстати, объявившие к 8 Марта распродажи с 50-процентными скидками почти на все товары, кроме продовольствия. Впрочем, на сей раз ташкентским обывателям не пришлось довольствоваться одними слухами. Государственное телевидение Узбекистана показало документальный фильм «Неблагодарные», в котором турецкие предприятия обвинили не только в нарушении налоговых законов, но и в финансировании религиозного течения «Нурчилар», запрещенного в Турции и в Узбекистане.

В документальном фильме, показанном в прошлую среду по государственным телеканалам «Узбекистан» и «Ешлар», было сообщено о закрытии около 50 турецких предприятий, руководители и сотрудники которых привлечены к различным степеням ответственности за то, что «злоупотребили созданным для них в Узбекистане благоприятным инвестиционным климатом и дружественными связями». В числе нарушителей экономического доверия были названы «Орзу пластик», «Эмир текстиль», «Polat T.S.», «Akeca texstil», «Oskainak», «Gunes caf» и другие известные турецкие предприятия в Узбекистане. У провинившихся бизнесменов уже конфисковано финансовых средств и товарно-материальных ценностей более чем на 167 тысяч долларов. Кроме того, по утверждению авторов фильма, ряд торговых фирм, такие как «Turkuaz», «Gunesh», «Kaynak» и популярные в Узбекистане турецкие сети общественного питания, занимались распространением литературы, пропагандирующей запрещенное религиозное течение «Нурчилар», а также «открывали подпольные места осуществления религиозных обрядов и подпольные цеха для финансового обеспечения радикальной религиозной деятельности». Как уже сообщала «ДН», преследования поклонников турецкого богослова Саида Нурси начались в Узбекистане в 2009 году, когда за пропаганду идей религиозной организации «Нурчилар» были осуждены на 6 и 12 лет лишения свободы редактор и журналисты научно-познавательного журнала «Ирмок», а также имам мечети в Намангане Мамадали Шахабиддинов. Они обвинялись в том, что получали от турецких бизнесменов из Шымкента крупные суммы денег на издание в Узбекистане религиозно-пропагандистской литературы и создание подпольных ячеек. Официальные представители правоохранительных органов тогда подчеркнули, что организация «Нур», с 1976 года возглавляемая ныне проживающим в США «радикальным имамом» Фетхуллой Гюленом, открыто преследует цель создания Великого Тюркского государства от Сибири до Балканского полуострова. Поэтому она «включена в перечень террористических и религиозно-экстремистских организаций, запрещенных в России, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане» (хотя на самом деле это неправда), а в Турции Гюлен обвинялся в намерении сменить конституционный строй шариатским правлением. При этом правозащитники обратили внимание, что в Узбекистане последователи «Нурчилар» появились, скорее всего, с начала 1990-х годов, когда Ислам Каримов открыл широкие двери для налаживания экономических, культурных и образовательных связей с Турцией. Тогда многие сочинения Саида Нурси свободно печатались в прессе Ташкента, а также было издано несколько брошюр его основного труда «Рисола-и Нур».

Несколько тысяч узбекских студентов прошли обучение в весьма популярных в то время турецких лицеях, где, как позднее выяснилось, их подвергали обработке идеями «Нурчилар». Но когда после террористических актов в Ташкенте зимой 1999 года Турция отказалась выдать известного оппозиционера Мухаммада Солиха, которого власти Узбекистана обвинили в связях с террористами и подготовке покушения на президента Каримова, отношение к турецким идеологическим эмиссарам в Ташкенте стало подозрительным. По сообщениям правозащитных организаций «Эзгулик», в 2009 году около 50 граждан Узбекистана были осуждены за участие в деятельности «Нурчилар». А правозащитная организация «Нажот» утверждает, что в это же время правоохранителями и спецслужбами в масштабе страны осуществлялась «чистка» государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, включая высшие учебные заведения и армию, от реальных и предполагаемых сторонников «Нурчилар». Вероятно, дошла очередь и до представительств турецких фирм.

Но означает ли это, что режим благоприятствования для турецких предпринимателей в Узбекистане подошел к концу? Многие неправительственные наблюдатели считают, что обвинения в пособничестве запрещенным религиозным организациям - предлог в борьбе с экономическими конкурентами. Ташкентский политолог Камрон Алиев в комментарии агентству Uznews отверг возможность того, что закрытие супермаркетов может быть связано с ухудшением политических отношений двух стран. Турция традиционно имеет крупные инвестиции в узбекской экономике, но в то же время сейчас она далеко не так важна для Узбекистана в стратегическом отношении, как Россия, США или страны Евросоюза. По мнению Алиева, за закрытием крупных турецких фирм может стоять просто передел собственности или борьба за сбыт. Другие эксперты указывают, что с конца 2010 года в Ташкенте стали один за другим открываться новые торговые комплексы типа гипермаркетов, владельцы которых, по слухам, принадлежат к местной властной элите. Прежде такой формат торговли в Узбекистане считался нецелесообразным, во-первых, из-за крайне низкой покупательской способности большинства даже столичного населения.

Во-вторых, из-за привычки узбеков к покупкам на рынках. Поэтому сектор европеизированных гипермаркетов, бутиков и относительно дорогих, рассчитанных на немногочисленный средний класс заведений общественного питания был «отдан» состоятельным иностранным инвесторам. Но объявленное в 2010 году президентом Каримовым всеобщее повышение зарплат и отрицаемый им же дальнейший рост инфляции постепенно сравняли цены на базарах и в магазинах.

В декабре в Ташкенте открылся первый в Узбекистане гипермаркет - «Mega Planet», принадлежащий местному предпринимателю. А тремя месяцами раньше почти десятилетний долгострой в центре города, на улице Сайилгох - ташкентском Бродвее, наконец завершился открытием крупного комплекса «Пойтахт савдо маркази» - «Столичный торговый центр». С недавнего времени также работают рассчитанные на среднего и выше покупателя торговый комплекс «Kontinent» и сеть магазинов «Korzinka.uz». Однако, по мнению независимого обозревателя Алексея Волосевича, первые месяцы работы торговых заведений нового формата показали, что им пока трудно конкурировать в ассортименте и ценах с турецкими супермаркетами.

dn.kz

Предыдущая статьяГде ночует киргизская революция - Фергана - международное агентство новостей
Следующая статьяА дальше что? :: Казахстан. Деловая Неделя.