Скрытые исламисты Туркменистана, часть 1.5: Загадочная перестрелка 2008 года
Written by Andrey on Thursday, 10 March 2011, neweurasia.net »
Перевод поста Annasoltan (ENG)
Обозреватели Туркменистана были озадачены перестрелкой произошедшей в Ашхабаде осенью 2008 года. Предлагаем вам несколько отрывков из сводки, написанной Джошуа Фоустом (Joshua Foust) с сайта The Registan для Columbia Journalism Review. Хотя целью его статьи был анализ роли западных новостных агентств, в ней, тем не менее, содержится полезный обзор неразберихи вокруг этого инцидента.
Ашхабадская милиция действительно участвовала в перестрелке, длившейся много часов, в результате которой было убито от десяти до двадцати стражей порядка. Однако бой шел с преступниками, а не террористами, как поначалу передавали западные источники. Из этого факта следуют принципиально иные выводы, как о Туркменистане, так и об освещении ситуации некоторыми новостными агентствами.
Первые сообщения о том, что в дело замешаны радикальные исламисты, в основном ссылались на сайт Гундогар, заведуемый высланными из страны туркменами, и корреспондентов «Радио Свобода» в Ашхабаде. Associated Press и Би-би-си также честно передавали заявления Гундогара, не проверив, достоверны они или нет и, тем самым, позволяя им просочиться в остальные СМИ. (Би-би-си впоследствии исправило эту информацию).
Хотя репортаж «Радио Свобода» был полон скепсиса относительно причастия к делу исламистов, Associated Press передало эту гипотезу как факт. Туркменистан - мусульманская страна, но она более известна своими энергетическими ресурсами и культом личности, чем исламизмом или даже преступностью. Тот факт, что столько новостных агентств бросилось винить в проишествии исламских боевиков, всецело опираясь на информацию, опубликованную на сайте кучки диссидентов, озадачивает и беспокоит. Неужели необходимость мнговенной публикации так велика, что эти агентства решили передать непроверенную информацию?
[...] Понимая, что назревает неловкая ситуация, 15 сентября президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов отчитал милицию за случившуюся бойню, утверждая, что перестрелка была с «наркодилерами». Его объяснение опять же было полностью принято региональными агентствами вроде IWPR и «Радио Свобода» (РС даже передало слух, появившийся на одном русскоязычном сайте, о том, что перестрелка была провалившейся попыткой свергнуть правительство). И вновь очередные слухи вошли в общественное понимание ицидента - и без того скудное.
[...] Главное, чего нехватает в этих репортажах - это оценки значения происшедшего для Туркменистана. Версия о том, что инцидент был связан с наркоторговлей, вполне вероятна, поскольку Туркменистан является важным транспортным пунктом для вывоза опиума из Афганистана. Одако до 12 сентября главной версией считалось недовольство, связанное с нормированием газа. Только спустя несколько дней правительство дало знать о своей борьбе с наркобаронами, не упоминая, при этом, что изначальные опасения были относительно бандитов, крадущих газ и убивающих солдат.
Другими словами, в этой истории еще много белых пятен, даже если этого не проговаривают журналисты.
Были и другие версии. Корреспондент «Времени новостей» Аркадий Дубнов и Виталий Волков с радиостанции Deutsche Welle утверждали вскоре после событий, что это были разборки между наркобаронами в самом правительстве. Гундогар, как уже упоминалось, придерживался исламистской версии. «Радио Свобода» опубликовала интервью с Нурберды Нурмаммедовым, основателем незарегистрированной оппозиционной партии Агзыбирлик («Единство») и будущим, в то время, «одной из немногих фигур туркменской оппозиции, проживающих в стране». Нурмаммедов жил в районе, где произошла перестрелка, известном «как проблемами с наркотиками, так и религиозным настроем». Ниже приводим интересные отрывки из этого интервью:
Рассказ Нурмаммедова, в котором он полагается на беседы с жителями Хитровки, совпадает с версией туркменского правительства и свидетельствами тех, кто слышал перестрелку, включая сотрудников американского посольства в Ашхабаде.
«По рассказам свидетелей, перестрелка началась примерно в час дня 12 сентября. К полуночи бой усилился, и свидетели говорят, что было введено оружие более тяжелого калибра, - говорит Нурмаммедов. - Выстрелы продолжались все утро, но становились реже и кончились только к часу или двум дня. Так что бой продолжался сутки».
Однако версия Нурмаммедова относительно причин боя сильно отличается от правительственной. Он утверждает, что в центре конфликта был человек по имени Худыйберды Амандурдыев, известный как Айдар.
«По свидетельствам очевидцев, еще в начале сентября, когда начинался Рамадан, Айдар организовал традиционную трапезу, в ответ на что явилась милиция и забрала муллу, - говорит [Нурмаммедов]. - После этого события развивались бурно. Айдару пришлось скрываться от ищущей его милиции».
В первый раз Амандурдыева арестовали в июле 1995 года за участие в антиправительственном митинге. Митинг до сих пор хорошо помнят, особенно потому, что правительство пыталось тогда представить демонстрантов как «пьяниц и наркоманов». Нурмаммедов говорит, что Амандурдыев был отпущен после нескольких лет тюрьмы и позднее держался под пристальным наблюдением спецслужб.
Вскоре после разгона рамаданской трапезы и побега Айдара, в Ашхабаде и окрестностях произошла серия взрывов.
«Было несколько взрывов в Гоек-Тепе, на бензоколонках и в турецком торговом центре «Йимпаш» в Ашхабаде, - говорит Нурмаммедов. - Власти винили Айдара, но знающие его люди утверждают, что он был не при чем».
После взрывов по туркменской столице были развешены плакаты, объявляющие Айдара в розыск.
Нурмаммедов говорит, что в день, когда началась перестрелка (12 сентября), свидетели видели как «полиция пришла в дом Айдара и издевалась над его семьей». Айдар позвонил домой и попросил мать передать трубку главе милиции, находящемуся там. Затем Айдар «сообщил ему, что находится у завода по розливу на расположенной рядом с ним стройке. Айдар добавил, что сам он во втором здании и «если у вас дело к Айдару, приходите сюда и не тревожьте мою семью».
Глава милиции, как рассказывают, поехал на завод, взяв с собой подмогу.
«Когда милиция отправилась на завод, начальник взял с собой младшего сына Айдара и использовал его во время переговоров в качестве живого щита. Он потребовал, чтобы Айдар вышел, добавив, что у них его младший сын, - рассказывает Нурмаммедов. - Пока шли переговоры, один из парней в здании, снайпер, выстрелил начальнику милиции в голову. Люди говорят, что во время начавшейся перестрелки был убит и сын Айдара».
[...] Свидетели сообщили Нурмаммедову, что Айдар также был убит в перестрелке, что, возможно, подтверждается властями, которые заявили о гибели во время боя нескольких сотрудников спецслужб и осажденных.
На видеозаписи, распространенной в Ашхабаде, видно обнаженное тело Айдара, лежащего на столе, похоже, после вскрытия.
Версия Нурмаммедова кажется не менее вероятной, чем любая другая. Однако остается неясным: откуда у вооруженной группировки взялось оружие и почему они представляли такую опасность, что для их устранения потребовались БТРы, а, по некоторым свидетельствам, даже танки?