CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Тяга к вере :: Интернет-журнал "Оазис"

24 марта 2011

Тяга к вере

? 6 (146) МАРТ 2011, Интернет-журнал "Оазис"

Рахим Саидов (Душанбе)

В Таджикистане растет число верующих. Все большее число молодых тянет к исламским ценностям. Молодые совершают намаз, посещают мечети, строго соблюдают религиозные обряды, изучают Коран - священную книгу мусульман.

Фото: rus.azattyq.orgКто-то скажет, что в этом нет ничего плохого, когда молодежь познает свою веру. А она своего рода сдерживающий фактор - молодежь не курит, не употребляет наркотики и спиртные напитки. Возможно, есть и другие положительные воспитательные факторы в семье, обществе. Но есть и другая сторона медали - радикализации молодежи. И эта сторона самая опасная, потому что подобно бомбе замедленного действия может лет эдак через 5-6 лет взорваться: и все у нас не так, хотим, мол, в исламском государстве жить, чтобы все мужчины носили бороду, а женщин и девушек хотим видеть только в хиджабах.

Предмета «История религий» в советское время не было в учебной программе, как и не было массового похода молодежи в мечеть, да и самих мечетей тогда по пальцам посчитать можно было: одна-две, да и те в крупных городах. А была только одна идеология - коммунистическая, которая всегда внушала, что «религия - опиум для народа». Та система безвозвратно ушла, а «опиума» нынче с избытком, льется через край...

«Приобщение молодежи к исламу, к истории мировых религий должно начаться со школьной скамьи, чтобы у подрастающего поколения развить, привить чувство уважения и толерантности не только к своей, но и к другим религиям. Чтобы молодежь - мальчики и девочки - знала, что есть добро, где начинается зло. И это религиозное воспитание должно начаться со школьной скамьи, а не у «подпольных» мулл, которых в стране становится все больше», - считает эксперт Хаким Носири.

В феврале этого года, то есть в самой середине учебного процесса, министерство образования Таджикистана своим решением исключило из школьной программы «Познание Ислама». Преподавание предмета, который велся у восьмиклассников, продержалось в школах меньше двух лет. Чиновники министерства не дали внятных объяснений, почему так поступили, но вместо ислама предпочли увеличить количества уроков по истории. При этом поспешили пояснить, что данный предмет включает и изучение истории ислама. Возможно, чиновники усмотрели в предмете политическую подоплеку, поэтому отделались формальным ответом - связано с нехваткой учителей, профессионалов.

Однако независимые эксперты говорят о том, что в обществе усиливается роль религии, а власти в ответ «закручивают гайки», жестче беря под контроль религиозную жизнь в стране.

«Старшеклассникам как кислород нужен был такой предмет, как «Познание Ислама», чтобы они познали историю в ее многовековом развитии, место ислама в мире и среди других мировых религий. С этого должно начаться воспитание. Считаю, что не все еще наши семьи так исламизированы, как политизированы, не все родители могут еще четко объяснить и разложить по полочкам каноны ислама», - говорит теолог ходжи Мансур Карими.

«Что происходит на самом деле сейчас: мальчик , едва научился говорить и только начал ходить при глубоко верующих родителях уже начинает вместе с ними зубрить строки из мусульманских книг. Родители даже требуют, чтобы он повторял их постоянно и запомнил на всю жизнь. Но каждая такая сура должна сопровождаться разъяснением, доходчивым объяснением, а разве маленький ребенок способен это понять и переварить? Безусловно, нет. Но они продолжают забивать малышам голову с малолетства. И это вместо того, чтобы дать ребенку игрушки, знакомить с первых шагов ребенка с окружающим миром, открывать красоту вокруг - цветы, птицы, облака. Но этого нет. Вместо этого - книги непонятного содержания, которые ничего кроме отупления дать не могут. Кого получим мы через 15 - 20 лет? Не задумывались? А надо бы! - сокрушается Ходжи Мансур. - Поэтому считаю снятие предмета об Исламе из школьной программы поспешным. Наоборот, когда сейчас в обществе растет число радикальной молодежи, а чтобы ее число не росло за счет заблудшейся молодежи, и нужен был такой учебный предмет...Нужно воспитывать так, чтобы наша молодежь и законы религии, и светские законы знала. Чтобы наша молодежь не считала своим авторитетом подпольных мулл».

Отец за сына отвечает

В Таджикистане более двух месяцев всенародно - стар и млад, государственные чиновники, студенты, родители обсуждали проект закона «Об ответственности родителей в воспитании детей». Поступили сотни предложений, дополнений в законопроект.

Инициатива принятия такого нового закона принадлежит правительству страны. Подавляющее большинство опрошенных посредством программы «Свободный микрофон» на национальном телевидении выразили свою поддержку документу.

Но реакция на этот законопроект со стороны общества и некоторых политических партий была неоднозначной. Так, к примеру, лидер таджикских коммунистов Шоди Шабдолов, отметив усиление религиозного давления на детей, выразил уверенность, что этот законон должен и может защитить в будущем детей и молодежь от такого прессинга. Однако Партия исламского возрождения Таджикистана считает, что этот законопроект, в случае его принятия в таком виде, будет ущемлять права молодых верующих, которым будет запрещено посещение мечетей до достижения совершеннолетия.

Главный коммунист республики в одном из своих интервью заявил, что во время работы в исламском Афганистане (в советское время), он не встречался с таким явлением, чтобы студенты вузов прерывали лектора , покидали аудитории и спешили в мечети на пятничную молитву. «А у нас такое сплошь и рядом... наши школьники позволяют себе не ходить в школу в пятницу, зато ходят в мечети», - отметил депутат парламента Шоди Шабдолов.

Эксперт Хаким Носири считает, что «установлением возрастного ценза посещения мечетей вряд ли можно добиться хорошего». «Молодые все равно будут искать подпольные школы и подпольных мулл, а какое там будет религиозное образование, где нет никакого контроля? - вопрошает эксперт.

Полемизируя с этим доводом Шоди Шабдолов утверждает, что «гражданин по достижению 18-летия сам должен решить - посещать мечеть или отказаться, а до этого возраста он еще не сформировался как личность, а этот законопроект как раз регламентирует это».

О том, что в рядах молодежи растут экстремистские настроения, предупреждали власти страны. В феврале президент Таджикистана Эмомали Рахмон на расширенном заседании совета безопасности страны заявил, что «для реализации своих преступных целей представители и сторонники экстремистских группировок под маской изучения религиозных учений привлекают подростков и молодежь в радикальные течения, вывозят их за пределы страны под предлогом трудовой миграции, а затем отправляют их в религиозно-экстремистские учебные заведения. Далее, материально и морально подчиняют их себе и используют для реализации своих нечистых целей».

Больше, чем школ

Президент Таджикистана поручил государственному комитету национальной безопасности, комитету по делам религии и другим государственным структурам усилить разъяснения среди населения страны основополагающих моментов документа.

Глава государства также выразил свою озабоченность повышением количества незарегистрированных мечетей, в разы превышающее количество школ в стране. В Хатлонской области, Душанбе и пригороде столицы силы милиции и органы безопасности выявили десятки религиозных школ, которые действовали подпольно.

«Мечеть по своему предназначению является местом для совершения молитв, но сегодня мы видим, как некоторые мечети превращаются в трибуну для пропаганды экстремистских идей и привлечения молодежи к радикальным группировкам», - сказал с тревогой Эмомали Рахмон на совете безопасности страны.

«Не нужно забывать о том, что события в Раштском районе начались именно в таких мечетях», - отметил президент.

Восточный регион страны - Рашт, где сохраняются строгие неписанные мусульманские законы, осенью стал ареной боевых действий. Именно здесь правительственные войска подверглись нападениям со стороны боевиков радикальных и террористических групп. В начале февраля правительственные войска уничтожили здесь нескольких боевиков, включая одного из лидеров группировки.

Таджикистан начал действовать не только на законодательном и воспитательном «фронте», но и на дипломатическом. Во время визитов делегаций разного уровня в арабские и исламские государства шла работа по возвращению таджикской молодежи на родину. Так, были возвращены свыше полутора тысяч ребят из Пакистана, Ирана, Египта, и других стран, куда они отправились, чтобы учиться, как им казалось, истинному исламу.

Правительственные учреждения получили указания президента помочь этим заблудшим интегрироваться и адаптироваться в общество, найти работу по душе, предложить учебу в вузах страны.

«Радикализм среди молодежи начинается там, где есть религиозная неграмотность вдобавок к существующей социальной проблеме, прежде всего - безработица, - отмечает преподаватель Ахмад Рахимов. - В сельских районах страны есть 16 медресе - своего рода средние учебные заведения, где молодежь получает религиозное образование. Вероятно, этого мало и не все попадают туда. Но не надо сбрасывать со счетов и такой факт, что молодежь видит себя в роли религиозного служителя в будущем, считая это источником дохода. Но это от неправильного религиозного воспитания», - считает он.

Обучавшиеся за пределами страны студенты-теологи вернулись бы в страну со своими отличными от истинных религиозно-политическими взглядами. Соответственно, они пытались бы переделать и навязать свое видение в обществе, чем серьезно раскачали бы стабильное развитие страны.

Председатель Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири на одной из встреч с молодыми членами своей партии «призвал молодежь Таджикистана наряду с учениями ислама изучать и осваивать современную науку и технологии».

В Таджикистане, когда речь заходит о верующей молодежи, обращают внимание и на девушек. И среди молодых девушек растет тяга к вере, они посещают лицеи с религиозным обучением. Часть девушек, обучаясь в светских вузах страны, соблюдают все религиозные обряды. И несмотря на то, что девушкам запрещено посещать школы и вузы в хиджабах, но встретить таких, как говорят, «покрытых», в аудиториях можно. Встретить «покрытую» девушку и женщину можно довольно часто - их много на рынках, в супермаркетах. Складывается впечатление, что они как будто демонстрируют всем своим видом, что верующая, а не какая-то вертихвостка. Некоторые родители, прежде всего отцы, заставляют дочерей носить исламскую одежду.

Президент страны в канун нового учебного года специально обратил внимание девушек на то, что национальная одежда таджичек гораздо красивее, ярче, а главное - традиционнее, чем хиджаб.

И пока неясно, что перетянет у молодых: вера или разум.

ca-oasis.info

Предыдущая статья«Госрейдерство» у нас теперь в законе - Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА
Следующая статьяГорючий материал :: Интернет-журнал "Оазис"