CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

«Asia Times»: Борьба России и Евросоюза за туркменский газ выходит на новый уровень :: Zamandash press

29 марта 2011

«Asia Times»: Борьба России и Евросоюза за туркменский газ выходит на новый уровень

29.03.11 17:34, Zamandash press

На повестку дня вынесен вопрос о строительстве нового транскаспийского газопровода

Недавний прогресс в отношении соглашения о возможности строительства транс-каспийского газопровода (ТКГ) в рамках европейского проекта «Южный коридор» отвлек внимание от действий по разработке менее масштабных проектов транс-каспийского транзита сжатого природного газа из Туркменистана в Азербайджан.

Итальянская фирма «Eni» начала возражать против таких проектов в конце 2009 года, за несколько месяцев до открытого разногласия между главой компании «Eni» Паоло Скарони и главой российской газовой компании «Газпром» Алексеем Миллером по вопросу сотрудничества между российским проектом «Южный поток» и европейским проектом «Набукко». В рамках обоих проектов планировалось поставлять газ из восточного побережья Черного моря к западному побережью, где природный газ мог бы непосредственно попадать в сети газоснабжения стран-членов Европейского Союза.

После этого разногласия был заключен договор о вступлении французской фирмы «EDF» в проект «Южный коридор» путем приобретения доли в проекте в размере 10-20% от общей доли в 50%, принадлежащей итальянской компании «Eni». Эта передача акций должна была быть осуществлена к концу прошлого года, однако вопрос остается нерешенным.

Теперь Миллер уверен в том, что передача акций состоится до конца 2011 года, тогда как филиал немецкой компании BASF «Wintershall» отверг информацию о том, что он рассматривает вопрос о вступлении в проект «Южный коридор», несмотря на сообщения о проведении неофициальных переговоров с «Газпромом». Совсем недавно и весьма противоречиво, российский премьер-министр Владимир Путин предложил частично или в целом заменить проект «Южный поток» транскаспийскими проектами по транзиту сжатого газа.

Когда в прошлом году Скарони находился с визитом в Азербайджане, он обсудил с правительственными чиновниками планы Баку о производстве 1-2 млрд. кубометров сжатого газа ежегодно для экспорта в Болгарию через терминал в Кулеви, Грузии, который принадлежит государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики. Вопрос об этом проекте был поднят на энергетической конференции в Батуми почти год назад, помимо этого на обсуждение был вынесен проект по строительству соединительного трубопровода «Азербайджан-Грузия-Румыния» для поставок сжиженного природного газа.

Этот случай предоставил возможность обсудить планы «Eni» по ежегодному экспорту 2-3 млрд. кубометров газа из оффшорных газовых месторождений Туркменистана, большая часть которого будет производиться в месторождении «Бурун», приобретенного компанией «Eni» в конце 2007 года. В долгосрочной перспективе итальянская фирма надеется расширить проект производства сжатого газа путем оффшорной добычи газа компанией «Petronas» до 8-10 млрд. кубометров газа ежегодно.

Танкеры для хранения сжатого газа намного дороже, чем танкеры для сжиженного природного газа, однако они не требуют дорогостоящей инфраструктуры для газификации и дегазификации, которая необходима для сжиженного природного газа. Исследования возможности применения технологии сжатого газа к транскаспийскому транзиту туркменского газа в Азербайджан, проведенные в последние годы прошедшего десятилетия, показали, что технология обойдется в 1.6 раз дороже при транзите по дну моря, и будет на две трети дороже, чем транзит сжиженного газа, но только в случае, если объем ежегодно поставляемого газа составит 30 млрд. кубометров.

Эти показатели себестоимости оспариваются и не могут применяться в отношении менее масштабных проектов. В частности, затраты на строительство самих танкеров, вероятнее всего, превысят обычные показатели ввиду необходимости транспортировки материалов или в Баку, или в портовый город Туркменбаши для строительства кораблей. Следовательно, трубопроводы вновь оказываются экономически самым эффективным и выгодным решением.

По крайней мере, в самом начале ни одно их оффшорных месторождений Туркменбаши не предназначалось ни для «Южного потока», ни для «Набукко»; скорее добываемый газ предназначался для транзита через Южно-Кавказский трубопровод в Турцию, который также использует азербайджанский газ из месторождения Шах Дениз. Есть вероятность того, что будет построена еще одна трубопроводная линия для двукратного увеличения пропускной способности Южно-Кавказского трубопровода, которая в данный момент составляет 8 млрд. кубометров газа в год, исходя из соглашений между Азербайджаном и Турцией по объемам поставок азербайджанского газа в Турцию, не говоря уже об увеличении оценочных показателей запасов природного газа в Азербайджане и об увеличении производства в будущем.

Поскольку Туркменистан постоянно заявляет о том, что в среднесрочной перспективе он сможет поставлять для «Набукко» 10 млрд. кубометров газа ежегодно из своего месторождения Даулетабад, из которого в долгосрочной перспективе станет возможным предоставление 30-40 млрд. кубометров газа в год, учитывая практическое прекращение энергетической торговли между Туркменистаном и Россией, которая являлась главным покупателем туркменского газа, становится очевидным, что всех менее масштабных проектов, перечисленных в этой статье, просто не будет достаточно для удовлетворения спроса для транспортировки туркменского газа. В этом месяце Кремль в лице Путина, по сути, признал, что «Южный поток» - по существу непопулярный проект. С каждым днем все больше и больше становится очевидно, что даже контрактов по поставке и продаже газа для «Набукко», которые ожидаются сейчас и к концу этого года, будет недостаточно для поглощения газа, который может предложить Туркменистан в долгосрочной перспективе. Следовательно, единственная рациональная стратегия заключается в игнорировании запоздалого совета о наполнении «Южного коридора» российским газом (который будет проходить по несуществующим трубопроводам из западной Сибири).

Необходимо осуществить на практике политическое решение, принятое на саммите ЕС, о планировании организационного процесса по созданию Корпорации по развитию каспийских трубопроводов. Дипломатическое наступление России против Третьей энергетической программы ЕС направлено, среди прочего, против этой Корпорации, которая могла бы способствовать скорейшей реализации проекта «Набукко», реализовав проект строительства трубопровода «Белый поток» по дну Черного моря из Грузии в Румынию.

Это единственный имеющийся под рукой план, который способен принять полный объем газа, который Туркменистан готов отправлять Европе. Руководство Туркменистана ждет от ЕС практической, а не просто дипломатической заинтересованности в этом проекте. Только в этом случае туркменское руководство примет необходимое политическое решение для реализации проекта, но не раньше, чем ЕС продемонстрирует конкретные меры, которые застрахуют Ашгабат от политического риска - разочаровать Москву.

Роберт М. Катлер «Asia Times», 25 марта 2011 года Перевод - «Zpress.kg»

zpress.kg

Предыдущая статьяКаспий - территория регионального развития - 1:: IRAN.RU
Следующая статьяЕС - вновь растерянность и шатание в отношениях с Узбекистаном - UzNews.net