Статус Каспия - подвижки возможны
29.04.2011, ia-centr.ru
Статус Каспия - подвижки возможны
Эльмира Таривердиева
В Баку проходит очередное заседание Специальной рабочей группы на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств прикаспийских стран -Азербайджана, Ирана, Казахстана, РФ и Туркменистана. Стороны обсуждают Конвенцию по определению правового статуса Каспийского моря, говорится в сообщении пресс-службы МИД Азербайджана. В первый день заседания рабочей группы, появилась надежда, что к концу года стороны могут придти к какому-то соглашению по спорным вопросам правового статуса Каспия.
Азербайджан надеется, что в ходе нынешней встречи специальной рабочей группы по подготовке Конвенции по правовому статусу Каспия удастся согласовать несогласованные ранее моменты, сказал во вторник замминистра иностранных дел АзербайджанаХалаф Халафов, выступая на заседании, которое проходит сегодня в Баку.
Россия выступает за ускорение работы над Конвенцией по правовому статусу Каспийского моря в преддверии саммита глав государств с тем, чтобы стороны к следующему саммиту могли подготовить проекты солидных документов, - сказал во вторник в Баку на заседании специальной рабочей группы посол по специальным поручениям МИД России Александр Головин.
Также, по словам Головина, желательно, чтобы на уровне рабочей группы был согласован проект Конвенции по правовому статусу Каспия.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря возник после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права, поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.
Принципиальная задача прикаспийских государств на данном этапе - разграничение морского пространства. При том, что Россия, Казахстан и Азербайджан ее между собой решили, Азербайджан, Туркмения и Иран пока не могут договориться о том, где должна проходить граница между их секторами Каспийского моря.
Решить вопрос с Ираном в ближайшее время скорее всего будет проблематично, так как позиция Ирана неприемлема для остальных четырех стран. Иран претендует на 20 процентов всей площади моря, так как секторальное деление по береговой линии, не может устроить страну, в силу небольшой протяженности ее берегового участка. Однако, возможно, что Иран заявивший о своем намерении принять в Тегеране Пятый саммит прикаспийских государств, может придать мероприятию значимость, и сделать возможным принятие проекта Конвенции в марте 2012-го года.
Кроме того еще одно препятствие на пути принятия Конвенции, может быть устранено уже в самое ближайшее время. Речи идет о противоречиях Азербайджана с Туркменистаном, которые могут быть разрешены к обоюдному удовольствию сторон. Возможно, в скором времени удастся даже добиться принципиально нового соглашения по проблеме разграничения секторов моря между Азербайджаном и Туркменистаном. Дело в том, что вопрос противоречий Ашхабада и Баку является важным препятствием на пути реализации проекта Транкаспийского газопровода - фундаментальной и незаменимой части проектов газопроводов из Каспийского региона. Сегодня когда Европа и прикаспийские страны приближаются к ключевому моменту по началу реализации различных проектов энергетической инфраструктуры в рамках инициативы "Южного коридора", и не в последнюю очередь трубопровода "Набукко", Ашхабад может смягчить позицию, во имя своих интересов.
Заинтересованность Туркменистана в начале диверсификации газа в Европу может сыграть положительную роль в переговорах Ашхабада и Баку по правовому статусу Каспия, так как без этого начало прокладки Транскаспийского трубопровода будет затруднительно. Учитывая, что последние события на Ближнем Востоке и катастрофа на Атомной электростанции в Японии подхлестнула Запад, в стремлении обеспечить свою энергетическую безопасность, проект строительства Транскаспийского газопровода, может стать фактором сближения позиций между Азербайджаном и Туркменистаном по правовому статусу Каспия. Ашхабад не захочет упустить момент, когда европейские политики и инвесторы как никогда готовы к началу прокладки трубопроводов из прикаспийского региона в Европу.