«Eurasianet»: В Кыргызстане экономическое влияние Китая у многих вызывает настороженность
29.04.11 13:27, Zamandash press
Кыргызстан: экономическое влияние Китая вызывает недовольство
Розничный продавец на Ошском базаре Бишкека Гульсара Рыскулбекова отказывается покупать продукты питания китайского производства. «Китайский рис изготавливается из пластика», - говорит она. Затем она показывает на мешок красного риса, выращенного в Узгенском районе Кыргызстана. «Вот так должен выглядеть настоящий рис. Если я возьму на продажу китайский рис, мои покупатели не будут покупать его. Как они смогут приготовить плов из китайского риса»?
Комментарии Рыскулбековой отражают двоякое отношение многих кыргызов к китайским товарам. С одной стороны, поток китайского импорта в страну после распада Советского Союза в 1991 году стал счастливым даром и благословением. Импорт стал для многих кыргызов своего рода «подушкой безопасности» от отрицательного воздействия постоянной инфляции. В то же время политика свободной торговли предоставила перспективу кыргызстанским предпринимателям извлекать выгоду, повторно экспортируя китайские товары на более крупные рынки в Казахстане, Узбекистане и даже России. С другой стороны, повышение экономического влияния Китая в Кыргызстан вызывает беспокойство кыргызов по поводу своей независимости. Многие жалуются на то, что их страна стала местом свалки китайского барахла.
28-летняя Светлана, которая покупает продукты питания на Ошском базаре, ощущает некоторое давление по поводу этого. «Я не хочу покупать китайские товары, но временами мне кажется, что я нахожусь под их прессингом», - говорит она. «Продавцы обманывают и говорят, что продукты местного происхождения».
По результатам исследования Института свободных рынков Центральной Азии, Китай взял в тиски экономику Кыргызстана. Более 75% товаров на рынке «Дордой» и 85% товаров на рынке «Кара-Суу» - двух крупнейших базарах страны - привозятся из Китая. В 2009 году Кыргызстан обогнал Казахстан, став главным пунктом назначения китайского экспорта в Центральной Азии. Поскольку основная часть торговли носит неофициальный характер, показатели очень сильно разнятся: к примеру, объем импорта из Китая в Кыргызстан в 2009 году, по разным показателям, варьируется от 2 до 10 млрд. долларов США. Незначительный объем товаров уходит в другом направлении.
«Близость Китая к Кыргызстану является самым большим преимуществом», - говорит директор консультационной и маркетинговой компании «Промотанк» Азамат Акелеев. Несмотря на то, что многие местные производители пытаются конкурировать с китайскими товарами, Акелеев говорит, что текстильная обрабатывающая промышленность входит в число тех, кто «получает огромную выгоду» от «дешевого китайского импорта» и открытой границы. Одежда, произведенная в Кыргызстане, больше всего конкурентоспособна на казахстанском рынке, отмечает он.
Усиливающаяся зависимость Кыргызстана от Пекина повышает уязвимость экономики Кыргызстана. Контроль качества также является одной из основных проблем. В прошлом году, к примеру, деятельность на Кара-Суйском базаре резко пошла на спад ввиду того, что Казахстан и Узбекистан закрыли свои границы из-за продолжающейся политической паники в Бишкеке и южном Кыргызстане.
По словам Акелеева, многие товары китайского производства на кыргызском рынке зачастую не соответствуют базовым стандартам безопасности и здравоохранения. «Контроль качества существует, однако есть способы обойти его», - говорит он, рассказывая о том, как бесполезны проверки контроля качества. «Мы не можем быть уверенными в качестве продуктов питания и хозяйственных товаров, поступающих на наш рынок, поскольку торговцы обычно покупают дешевые китайские товары. Большинство продаваемых китайских товаров является контрабандными, и это может отрицательно сказаться на здоровье населения».
Политическая элита Кыргызстана делает акцент больше на отношения с Москвой, чем с Пекином. Хотя визит в Китай вице премьер-министра Кыргызстана Омурбека Бабанова не получил широкого освещения в СМИ, последняя поездка премьер-министра Алмазбека Атамбаева в Россию получила широкую огласку в местных СМИ. Он поехал в Москву, отчасти чтобы выразить желание Кыргызстана вступить в новый Таможенный Союз, который на данный момент состоит из России, Беларуси и Казахстана. Многие считают этот Союз механизмом, разработанным для проверки увеличивающейся доли региональной торговли Китая.
Точно также как Россия остается для тысяч кыргызских трудовых мигрантов «излюбленным местом», опасения о том, что китайские мигранты прибудут в Кыргызстан в больших количествах, становятся источником беспокойства и тревоги в Бишкеке. Недавняя статья в кыргызкоязычной газете «Саясат» под названием «Как остановить китаизацию Кыргызстана?» превратилась в фантастическую историю о миссии Кыргызстана, которая заключается в сдерживании китайцев. Автор статьи вспоминает сражения героя кыргызского фольклора Манаса с «бесчисленной» армией китайцев, затем он цитирует слова одного пограничника, который утверждает, что каждый месяц в Кыргызстан приезжают от 150 до 200 китайцев, но «не все они возвращаются».
Акелеев считает, что даже нынешние уровни неофициальной миграции китайцев могут привести к социальным проблемам в будущем. «У нас общество, которое имеет проблемы с этническим конфликтом», говорит он. «Лично я знаю компании, которые нанимают китайцев, поскольку они работают усерднее, чем местные жители, и за меньшую плату. Это, возможно, выгодно для экономики, поскольку китайцы очень трудолюбивые. Тем не менее, они очень сильно отличаются от кыргызов в культурном аспекте, и у них другой подход к ассимиляции. В других странах, где доминируют китайцы, таких, как Малайзия, Таиланд и Индонезия, всё это привело к некоторым конфликтам».
Старший аналитик из программы «Central Asia-Caucuses Silk Road Studies» в Университете Джонса Хопкинса Себастьен Пейроуз согласен с тем, что, несмотря на то, что экономическое сотрудничество между Кыргызстаном и Китаем, возможно, будет продолжать расширяться, большие различия, так же как традиционная зависимость Бишкека от России, установят границы на отношения. «В Кыргызстане Китай воспринимают как чужака, в стране доминирует чувство близости и даже родства с Россией», - говорит он. «По сравнению с Китаем:Россию продолжают считать меньшей из двух зол», - сказал он.
Крис Риклтон «Eurasianet», 28 апреля 2011 года Перевод - «Zpress.kg»