Д.Забиров: "Халва!": "Халва!": А слаще не становится: Не первый год президент Рахмон твердит о том времени, когда...
11:20 20.05.2011, ЦентрАзия
"Халва!": "Халва!": А слаще не становится:
Не первый год президент Рахмон твердит о том времени, когда страна станет великой, а народ счастливым. Но тех, кто еще верит в это, практически не осталось. Эта вера угасала по мере того, как бездействие властей привело к полному упадку экономики, которая и до этого, честно говоря, не блистала большими успехами.
Провозгласив независимость, в верхних эшелонах власти сначала боролись за власть, погрузив страну в пучину братоубийственной войны, затем начали делить "лакомые куски". Что до народа, то до него никому не было дела - сам выживет. А народ был доволен уже тем, что не стреляют и не убивают.
Нынешнее руководство Таджикистана, много говоря о независимости, не было готово воспринимать уроки истории, согласно которым надо постоянно и много работать над укреплением своего суверенитета, развитием экономики, максимально возможным снижением воздействия внешних факторов. И помимо независимости политической, многие страны ставили перед собой и решали стратегические задачи по достижению энергетической и продовольственной независимости. Только в этом случае можно говорить о подлинном государственном суверенитете, проведении независимой внешней и внутренней политики.
Насколько независимым стал в этом плане Таджикистан? Ответ на этот вопрос могут дать недавние события.
Повышение мировых цен на многие виды продовольствия, пусть и замедлившееся в последнее время, заметно сказалось в Таджикистане. За годы независимости сельскохозяйственное производство пришло в упадок, в том числе и из-за отсутствия четкой и последовательной политики государства по поддержке сельских тружеников. Поэтому велика зависимость Таджикистана от импорта основных продовольственных товаров: муки, сахара, масла и т.д. И сегодня практически все доходы бюджета во многих семьях уходят на покупку продуктов питания.
Уже дают о себе знать и отголоски "бензинового кризиса", случившегося в России. А Таджикистан практически полностью зависим от поставок бензина из РФ. По данным Минэкономразвития и торговли Таджикистана, в 2010 году в страну было завезено 630 тысяч тонн нефтепродуктов, 90 процентов из которых - из России. И еще хорошо, что в РФ только повысили экспортные таможенные пошлины на бензин. А если бы вообще запретили экспорт? Этот вариант, кстати, также рассматривался российским правительством. Трудно даже представить, что было бы тогда в Таджикистане. Но уже сейчас в стране повсеместно наблюдается рост цен на бензин и дизельное топливо. Особенно это стало заметно после 10 мая, когда закончились старые запасы, а новое топливо завозилось уже по повышенным таможенным пошлинам.
По данным ООО "Газпромнефть-Таджикистан", цена литра бензина АИ-92 составляет 5,25 сомони вместо ранее установленных 4,80 сомони. Повысились цены и на другие марки бензина. Стоимость дизтоплива выросла на 25 дирамов и составляет 5,85 сомони за один литр.
Уже отмечаются факты спекуляции на бензине, когда бензин продают не на АЗС, а прямо из автоцистерн.
Рост цен на топливо и продовольствие, естественно, разгоняет инфляцию. Постоянный представитель МВФ в Таджикистане Арии Айзен отметил, что в фонде надеются, что к концу этого года инфляция в Таджикистане сохранится на уровне 10 процентов. А по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, с апреля 2010 года по апрель нынешнего года рост цен на потребительском рынке Таджикистана составил 12,1 процента.
С ростом цен на ГСМ в Таджикистане связывают и повышение курса доллара к сомони, которое наблюдается в последнее время. На импорт топлива уходит больше долларов, которых не так много в стране.
Подобная зависимость Таджикистана от импорта должна настораживать Рахмона и его окружение. Но пока никаких кардинальных мер по улучшению ситуации в отечественной экономике со стороны "отцов нации" не наблюдается.
Страна все больше и больше подсаживается на "иглу" внешних заимствований. На днях подоспела очередная "доза" в 20,9 миллиона долларов от МВФ по программе "Расширенный кредитный механизм". Таким образом, общая сумма в рамках данной программы составит 125,3 миллиона долларов, а всего по ней Таджикистан должен получить около 167,1 миллиона долларов. Но эти деньги - пусть беспроцентный и имеющий пятилетний льготный период, но все же кредит, который нужно будет возвращать. Как нужно возвращать и другие кредиты, взятые Таджикистаном на различные нужды. Внешний долг республики уже "зашкаливает". Чтобы его обслуживать, возможно, придется пойти на другие заимствования. Получается нечто вроде пирамиды, которая может рухнуть в любой момент, похоронив под собой все надежды на лучшую жизнь. Наряду с этим есть и опасность того, что кто-то из кредиторов захочет сделать Рахмону "предложения", от которых тот просто "не сможет отказаться". Например, "уступить" часть территории:. Или разрешить создать в Таджикистане иностранную военную базу: Или: "Предложения" могут быть разные. Но, как показывает мировой опыт, они всегда ущемляют суверенитет.
Так что можно долго и много говорить о своей независимости, но постепенно превращаться в зависимого. И ладно бы, если это касалось одного человека. А если речь идет о целой стране под названием Таджикистан?..
Джамшед Забиров dzhamshed-zabirov@rambler.ru
Источник - ЦентрАзия