Противники главы Таджикистана объявлены исламистами
24 мая 2011, Московские новости
Шесть тысяч врагов Рахмона
Аркадий Дубнов
В Днепропетровске сегодня состоится заседание Совета руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ. Его участники собираются обменяться опытом в противодействии международным террористическим организациям и религиозно-экстремистским структурам. Таджикская делегация, по данным «МН», подготовила к встрече список из 6 тыс. сограждан, обвиняемых в принадлежности к таким структурам и скрывающихся в первую очередь на территории России.
Подобный список, ежегодно обновляясь, составляется уже несколько лет. Список 2007 года насчитывал 3772 человека. Увеличение числа тех, кто, по мнению Душанбе, угрожает правящему там режиму, подтверждают появившиеся на фоне «арабской весны» прогнозы, согласно которым Таджикистан является самым слабым звеном в СНГ с точки зрения возможной дестабилизации.
Свидетельство тому - резкий рост протестных настроений в стране за последние годы, особенно среди молодых таджиков. Кроме того, мусульманская часть населения считает оскорбительной кампанию преследования, развязанную властями по отношению к тем, кто проповедует традиционные исламские ценности. Громким скандалом, к примеру, обернулись публичные оскорбления министра образования Таджикистана Абдуджабора Рахмонова, отпущенные им в адрес матерей, чьи дочери ходят в школу в хиджабах (чиновник назвал их обезьянами). Росту недовольства способствуют и экономические проблемы. Власти с трудом пытаются остановить рост цен на основные продукты питания. Городские власти успокаивают сограждан, сообщая о «выделении беспроцентных кредитов» на 20 млн сомони (4,5 млн долл.), из которых 12 млн направлено на покупку муки из Казахстана, 4 млн - для создания запасов продовольствия, а еще 4 млн - для закупки убойного скота и мяса.
Но наибольшее беспокойство таджикского руководства вызвало распространение в последние недели листовок и опубликованных в Интернете обращений с откровенными призывами начать борьбу за свержение президента Рахмона. Самым резким был текст от имени неких «Моджахедов Таджикистана», о том, что «пришло время всем мусульманам встать и скинуть со своих шей вероотступника Эмомали Рахмона и его окружение». В этом обращении собрано практически все, в чем таджики обвиняют «джаноби оли» («ваше величество»), как официально принято называть в стране Рахмона, - и про насильственный сбор денег с населения на постройку Рогунской ГЭС, и про алчность президентской семьи, и про запреты детям до 18 лет посещать мечети, и про штрафы для родителей, отправляющих детей за границу в исламские учебные заведения... Про «вечно пьяную Россию», где «русские кяфиры снимают унижающие таджиков комедийные сериалы про Равшана и Джамшута».
Подобный характер текстов, с одной стороны, выглядит опасным для властей, сильнее разжигая социальное недовольство. А с другой - позволяет представить такой протест исключительно как радикально-исламистский, направленный против светского характера государства, олицетворяемого президентом Рахмоном. Так, листовки, написанные сторонниками религиозно-экстремистского течения «Джамаати Ислам», которые появились в городе Гиссаре, власти связали с именем лидера оппозиционного движения «Ватандор», известного журналиста Дододжона Атовуллоева, якобы спонсирующего «Джамаати Ислам». Чтобы представить его исламским экстремистом, официозные комментаторы назвали его Атовулло Мухаммадом.
Это выглядит попыткой оправдать стремление таджикских силовиков настоять на выдаче журналиста российскими властями, представив его как опасного преступника (см. «МН» от 13 апреля). По сведениям нашей газеты, в Москве уже ответили отказом на этот запрос из Душанбе. Попытки представить всех недовольных правящим в Таджикистане режимом в качестве исламских боевиков и террористов скорее всего будут предприняты сегодня и на совещании в Днепропетровске. Однако стоит обратить внимание, что в списках 6 тыс. объявленных в Таджикистане преступников нет самых известных моджахедов, таких как Мирзохуджа Ахмадов, Шох Искандаров. Именно руками этих боевиков, повернувших оружие против своих соратников, были уничтожены в ходе недавних операций самые опасные враги Рахмона, включая Мулло Абдулло.