МВД для народа, или народ для МВД?
27.05.2011, Avesta.Tj
Министерство внутренних дел - одна из ключевых структур в любом государстве. Без них невозможен общественный порядок и безопасность. Быть милиционером - это высшая честь и заслуга в любом государстве. Однако, пока таджикская милиция не соответствует такому статусу и функциям, и вместо того, чтобы охранять интересы народа, порою их ущемляет.
О том, каков имидж милиции в обществе судить сейчас сложно. Для этого нужны независимые исследования, которых до сих пор просто не было. В результате, мы можем лишь ориентироваться по сообщениям прессы, отзывам общественных организаций и заявлениям самих высокопоставленных чинов МВД.
Какую картину мы имеем сегодня? Государственные СМИ стараются освещать деятельность подразделений милиции, писать о них, как о покойниках - или хорошо, или ничего. Это не удивительно, так как речь идет о структурах одной ветви власти. Но даже среди госСМИ отмечается похолодание в отношении МВД. В частности с каждым годом эфирное время, отведенное для милиции на таджикском телевидении, снижалось, пока их передачи не были закрыты вовсе. Место этого ТВТ запустила свою передачу о деятельности силовиков.
Недавняя поездка группы журналистов по дороге Душанбе-Чанак показала, что государственные СМИ смотрят на проблему коррупции в правоохранительных органах также как и их коллеги из частных СМИ - они фиксировали на свои камеры те негативные моменты, что присутствуют в работе ГАИ.
В частных, независимых от правительства СМИ, имидж милиции и того хуже. Кто еще как-то «дружит» с МВД или ГАИ, просто стараются не лезть в эту тему, ограничиваясь передачей сухих криминальных сводок или публикацией разовых интервью. Остальные публикуют материалы и разоблачения о милиции, не щадя их живота, вызывая еще большее напряжение в обществе и показывая милиционеров чуть ли не врагами народа.
Вероятно, истина где-то посередине. Среди личного состава МВД, особенно среди офицеров, встречаются очень грамотные и честные люди, они, как и простые граждане не имеют больших состояний, ездят в общественном транспорте, иногда даже вынуждены подрабатывать на стороне лекциями в ВУЗах или вообще таксуют по ночам. Некоторые честные и храбрые милиционеры погибают при исполнении своих обязанностей, и, на мой взгляд, это является трагедией нашего народа. Ведь чем меньше у нас таких героев и порядочных людей в форме, тем больше подлецов и коррупционеров, «оборотней в погонах».
Недавний инцидент, когда некий спортсмен-боксер, хулиган, избил постового сотрудника ГАИ до смерти только за то, что тот отказался взять у него взятку и намеревался оформить административный протокол о нарушении, это настоящий беспредел. Таким людям, при неоспоримых доказательствах, необходимо давать максимальное наказание. Он не просто избил, убил милиционера, человека, он посягает на нашу с вами безопасность. На место этого защитника закона мог оказаться любой гражданин страны.
Сколько еще погибло сотрудников МВД в ходе боевых столкновений в рамках операций по захвату преступников, у них остались дети, семьи, убитые горем родители. Помнит ли о них государство, та власть, которую они защищают и по приказу которой шли под пули? Увы, мне кажется, уровень внимания, помощи их семьям ниже, чем мог быть и должен был быть. Дать единовременную помощь, помогать мукой и сахаром по праздником, давать крохотную пенсию за погибшего, разве это цена героизму защитников общества?
Но есть и оборотная сторона милицейской медали - есть в их рядах нечистоплотные, коррумпированные милиционеры, а то и откровенно преступники или банально безграмотные, бескультурные неучи, не знающие, что у гражданину Таджикистана гарантированы права и свободы. Боюсь, что таких людей в личном составе намного больше, чем это можно было бы допустить.
Сегодня некоторые генералы и полковники милиции (сами или через родственников) являются обладателями больших домов, дорогих авто, бутиков в центре столицы и в иных регионах и это не считается зазорным, хотя их официальная зарплата в тысячи раз меньше этого состояния. К сожалению, ни в Управлении внутренней безопасности МВД, ни в Администрации президента не задаются вопросом, что бы это значило и не угрожает ли это устойчивости стратегической системы, коей является министерство внутренних дел.
Незаконные поборы, которые практикуют инспектора ГАИ стали притчей во языцех, но прошло 20 лет со времени обретения независимости и ни один из руководителей этого управления или министров внутренних дел не смогли решить эту проблему. Бороться с поборами на дорогах способны журналисты, СМИ, представители общественных организаций, но руководство МВД и ГАИ не спешит активизировать такое сотрудничество. Почему? Боятся, что останутся без кадров вовсе? Или финансовая пирамида взяток и поборов ведет к самому верху? Мне кажется, что если намерения руководства чисты, они бы не только не стали бы препятствовать таким журналистским расследованиям, а наоборот оказали бы содействие.
Совсем недавно группа журналистов сопровождали представителей компании IRS по пути Душанбе-Чанак. Встречавшиеся нам по всему этому пути люди, жаловались на поборы со стороны ГАИ, а сами журналисты были очевидцами наличия в тот день сразу нескольких незаконных стационарных постов госавтоинспекции, тормозивших грузовые фуры. В одном случае, один милиционер смылся с места своего поста, чуть не задавив технического директора IRS. Я подробно описал тот случай, однако никакой реакции МВД не последовало? Г-н Абдурахим Каххаров согласен с этим?
Случаи пыток в Исфаре, описанные коллегами, факты каких-то нелепых несчастных случаев при задержании граждан милицией (сообщается, что у них сердечная недостаточность была, или человек сам себя выкидывает из окна), это свидетельство если и не пыток, то преступной халатности, что вызывает страх в обществе перед милицией. Милиционер, человек который является представителем закона и справедливости, выглядит сегодня угрозой для личной безопасности граждан.
Но эти все резонансные случаи, возможно, исключения из правил. Зато повсеместным и системным стала грубость сотрудников милиции в отношение граждан, превышение служебных полномочий, что бросает грязную тень на порядочных милиционеров. Где бы не стояла охрана из числа милиции (как впрочем, и иных силовых структур), слышно обращение к гражданам на «ты», с оскорбительным «эй!», «что надо?», «куда идешь?».
Наиболее вопиющим, безнравственным является обращение с автовладельцами со стороны сотрудников спецподразделения МВД по сопровождению VIP-гостей (знаменитый «вохиди махсус»), которые безапеляционно утверждают факт вины водителя, при его остановке, превышают полномочия, заставляя признавать то или иной нарушение ПДД, по их указке. Малейшие попытки защитить свои гражданские права, подавляются грубостью, психологическим нажимом, оскорблением личности и искусственным затягиванием процедуры оформления протокола, чтобы уничтожить в гражданине его желание воспользоваться своими правами.
«Вохиди махсус» вместо того, чтобы сопровождать официальные делегации во время официальных визитов, на постоянной основе фактически «оккупировали» протокольные трассы города, превратив зону «центра» - от парламента до поворота в сторону дома президента в зону «кошмара для простых автолюбителей». Въезд сюда без «блатных» номеров, на простых, а не крутых авто, всегда чревато беспричинной остановкой, надуманными обвинениями в нарушении правил и протоколом. Они отлично понимают, что месторасположение штаба «Вохиди махсус» (совсем в другом конце города), сложность разрешения споров там и получения документов, у большинства водителей вызывает желание дать мзду. Все это происходит прямо напротив Администрации президента и Агентства по борьбе с коррупцией, однако из года в год ситуация не меняется.
Автомобили, подлежащие перегону на «штрафплощадки» отвозятся в абсолютно далекие районы от места дислокации таких подразделений ГАИ или спецподразделения (к примеру район Гульбутты), откуда практически нет никакого транспорта до оживленных районов города, и сама милиция никак не помогает таким автовладедельцам добраться потом домой. Это прекрасное условие для взяточничества и коррупции, ведь стоимость перегона машины до штрафплощадки (стоимость бензина), возврат владельца домой на такси и последующие расходы на передвижение до штаба и потеря времени, в разы превосходят тот минимальный штраф, который выписывают инспекторы движения или ту среднюю ставку мзды, которую привыкли давать водители.
В стране больше нет условий для воспитания нормальных отношений между автоинспекцией и автовладельцами, выработки нормального процесса административного нарушения и получения адекватного наказания за него. Теперь это не субъекты права, а по сути, враги, оппоненты или вынужденные участники коррупционных сделок «нарушил - заплатил мзду».
Пару лет назад в пору активной борьбы за свои гражданские права, как журналист я начинал расследование, касавшееся ГАИ. Тогда мы сделали запрос прежнему руководству, какое количество инспекторов обладают личным авто. Вышло около двух третей (!). На вопрос, откуда у них деньги на авто, была названа версия - он приобрели их еще до службы в ГАИ.
Тогда же по нашему запросу, было отмечено, что всего 4-5% дорожных инспекторов ГАИ имеют высшее юридическое образование (!). Вот откуда грубость и бескультурие. При этом ГАИ совершенно не может назвать число людей из иных «крутых» структур - типа Администрация президента, ГКНБ, МВД, прокуратура, суды, Минобороны, Антикоррупция и т.п. которые бы были задержаны за нарушение правил дорожного движения и им были бы выписаны административные протоколы. Мы предложили им свою помощь, сказали, что готовы посчитать несколько десятков тысяч последних протоколов, чтобы выяснить это, ведь такую статистику легко можно узнать - при заполнении протокола водителя указывает место работы. Увы, допуску к такой информации нам было отказано. Я предполагаю, что таких просто нет или ничтожно малое число, что подтверждает версию о социальном неравенстве, превосходстве «крутых» над «рядовыми», что унижает нашу Конституцию.
В «Вохиди махсус» вообще игнорируют наши запросы, даже пришлось подать в суд за непредоставление нам информации, но суд с ними заодно и просто не принимает такой иск. А вопросы у нас интересные. Например, какой средний оклад начальника этого подразделения и каким состоянием в реальности он владеет и т.п. Почему госчиновники скрывают такие данные, что им скрывать, если они не коррупционеры?
Отдельный вопрос - по тонировкам и спецномерам. Очень долгое время в стране нельзя было использовать тонировку стекол авто, но в позапрошлом году с легкой руки кого-то из правительства тонировку вновь разрешили. Мне кажется, что аварийность в городе выросла, потому что менталитет народа таков, что если дашь ему какие-то льготы, как они сразу начинают показывать свое превосходство над другими и в первую очередь своей грубостью. Но я не берусь сказать, что разрешение на тонировку реально изменило аварийность , криминогенность на дорогах, для этого нужны социсследования и анализ статистки ГАИ. Просто удивляет, что никто из МВД или правительства не интересуется этим вопросом. Разве мониторинг таких решений не важная составляющая профилактики преступлений?
О «блатных» номерах в народе судачат давно. «Счастливые», «золотые», «серебряные» номера простым людям уже по горло надоели, и все дело не в их красоте и удобстве запоминания, а в том, что многие их обладатели ведут себя как шахи на дорогах, грубо нарушают ПДД, откровенно давят пешеходов и при этом практически остаются без наказания со стороны милиции. Последние несколько случаев, когда обладатели таких номеров на джипах - родственники высокопоставленных госчиновников, передавившие насмерть людей, остались без должного внимания руководства МВД и главы государства.
В народе открыто обсуждается негативное поведение на дорогах многих таких «родственников» с номерами 8888, 7777, 6666, 00ХХ. Увидя рядом с собой такой автомобиль, пешеход сегодня не решится перейти на свой свет светофора, а простые водители на всякий случай возьмут лишние пару метров дистанции. Разве это нормально для современного правового государства?
Но кто будет с этим бороться? Глава государства? А ведь в народе говорят, что его родственники сами ездят под такими номерами. Тогда кто? Министр МВД? Не думаю, ведь его собственный сын рассекает город на «лексусе» с узнаваемыми всем постовым инспекторам госномерами 01-01 01 АА РТ. Может Генпрокурор или глава Антикоррупции? Я еще не видел на каких машинах разъезжают их дети, но подозреваю, что номера у них тоже «счастливые».
При такой ситуации, откуда у нас будет порядок на улицах и дорогах? Из номенклатуры советской мы перепрыгнули в номенклатуру «народно-демократическую», и все также «золотая молодежь», все также протекции детям, все также чиновник, живущий на одну зарплату, может поразить западных гостей роскошью своего жилья:
Недавно рядом с новым президентским дворцом установили самый высокий флагшток в мире, один день там покрасовался новый огромный флаг. Это символ нашей страны, нашего народа и нации. Мы должны гордиться, что живем в суверенном государстве, что у нас есть Родина, мы сами строим свое будущее. Когда этот флаг на постоянной основе взметнется ввысь, сообщив миру, что во имя патриотизма и чести страны наше правительство не жалеет никаких средств, я буду стоять неподалеку и гордиться этим.
И я постараюсь не обращать внимание, что в это время в несколько ста метров оттуда, какой-то коррумпированный инспектор ГАИ или «вохиди махсус» будет вымогать новую мзду у автовладельца, грубить ему как быдлу, а не полноценному гражданину своей страны. И пусть в это время родственники высокопоставленных чиновников правительства и силовых структур будут разгонять свои джипы по проспекту имени основателя первого государства таджиков, отмечая попадание РТ в книгу рекордов Гиннеса с этим высоким флагом, а люди прижмутся к обочине.
Ведь флаг - это надежда для нас, а не пример для тех, кто стоит на дороге с жезлом или сидит в лампасах в кабинетах: Но г-н Президент, надежда быстро тает, нельзя ли поднять новый флаг побыстрее?
Зафар Абдуллаев