Наш номер 19
02.06.2011, Хроника Туркменистана
«The Wall Street Journal» составил рейтинг 85 стран, в которых, по мнению экспертов, возможны вспышки протестных настроений. Туркменистан вошел в первую двадцатку стран, где очень высок рост протестных настроений, заняв 19 место в списке с индексом 71,3.
Индекс протестных настроений основан на изучении трех показателей: индекса восприятия коррупции, индекса развития человеческого потенциала ООН и индекса Джини. По признанию самих составителей рейтинга, индексы были рассчитаны без эконометрического моделирования и без учета большого числа факторов.
Учитывая тот факт, что и сегодня Туркменистан является одной из самых закрытых стран в мире, возможно, уступая лишь КНДР, авторы рейтинга не обладали реальной и достоверной информацией даже по трем официальным индексам, которые легли в основу рейтинга. Ниже мы объясним причины этого утверждения, а пока можно с уверенностью сказать, что при более глубоком изучении развивающейся ситуации в стране, Туркменистан рискует занять самые верхние позиции.
Начнем с того, что сегодня в Туркменистане практически все статистические данные «рисованные» и не отображают реальной картины происходящего. Реальные же данные засекречены и фактически составляют государственную тайну.
Еще одним препятствием является особо жесткий визовый режим въезда в страну, заложниками которого стали не только многочисленные иностранные граждане, желающие посетить или наладить свой бизнес в Туркменистане, но и наши бывшие соотечественники. По словам самих работников государственной миграционной службы из 10 заявлений на въездную визу удовлетворяются всего 2, максимум 3. А если же все же хочешь попасть в число «везунчиков» - плати взятку, начиная от $2000 за месячную визу. За полугодовую визу - больше в разы соответственно.
Остальные получают отказ без объяснения причины. После получения отказа вновь обратиться за визой можно лишь через полгода. Особенно участились случаи отказов в выдаче визы после начала событий на севере Африки и на Ближнем Востоке. В результате этого в «черный» список нежелательных, попадают практически все граждане Пакистана, Афганистана, Ирана, Турции, и конечно страны северной Африки.
Поэтому попасть в страну представителям независимой прессы, рейтинговым агентствам, информационно - статистическим компаниям и многим другим попросту невозможно. И это происходит на фоне постоянных заявлений правительства, что Туркменистан проводит политику «открытых дверей».
Еще одним фактором препятствующим получению достоверных статистических данных и информации является то, что информация, предоставляемая государственными учреждениями страны в офисы международных организаций работающих в Туркменистане, проходит тщательную цензуру со стороны МНБ. Конечно, после такой обработки материалов, предоставляемые сведения не будут содержать реальных цифр, и не будут отражать реальной картины.
Даже рядовые работники любых государственных учреждений боятся предоставлять информацию, касающуюся их деятельности или деятельности учреждения, из-за угрозы увольнения или уголовного преследования со стороны силовых структур. Прецеденты уже были. Поэтому объективно рассчитать, скажем, индекс развития человеческого потенциала, который использовали составители рейтинга, и при подсчете которого учитываются такие показатели, как уровень жизни, грамотности, образованности и среднюю продолжительность жизни населения, практически не возможно.
Не говорим уже об индексе восприятия коррупции, показателе, отражающем оценку уровня коррупции предпринимателями и аналитиками, потому как в Туркменистане коррупция, как явление социальное правительством попросту не признается. И это происходит несмотря на то, что этим недугом поражено все туркменское общество, включая все институты власти.
И как можно при таких условиях рассчитать объективно индекс Джини - еще один статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества в нашей стране, хотя бы по уровню годового дохода, когда в стране полностью отсутствуют данные по безработице?
Не нужно быть особо прозорливым и осведомленным, чтобы сегодня среди туркменистанцев увидеть рост недовольства существующим режимом, чтобы почувствовать атмосферу напряжения в туркменском обществе. Однако туркменские власти предпочитают быть слепыми и глухими, по всей видимости, надеясь на карательные методы силовых структур.
Видимо не зря в последнее время Совет безопасности Туркменистана, который раньше собирался раз в месяц, стал собираться дважды в месяц. Одно заседание Совбеза туркменская пресса называет «очередным», а второе (фактически внеочередное), предпочитает называть «выездным».
Как бы то ни было, власти обеспокоились исследованиями «The Wall Street Journal» и похожими данными других зарубежных аналитических источников.