Дипломатия в ожидании переворота
В Тегеране обсудят борьбу с терроризмом на фоне усиливающейся внутренней нестабильности
25 Июня 2011, Echo
Т.КАСУМОВА
В Тегеране вновь подтвердили, что в столице ИРИ пройдет международная конференция по борьбе с терроризмом. На сей раз о том, что в ближайшие выходные "в Тегеране будет организована конференция по терроризму", сообщил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи. По словам главы иранского МИД, "конференцию посетят по меньшей мере шесть президентов и несколько премьер- министров". Кроме президентов и премьеров, в конференции примут участие "эксперты из 80 стран и представители международных и региональных организаций".
Как утверждают в Тегеране, в предстоящем форуме примут участие президенты Афганистана, Пакистана и Судана. По некоторым данным, которые приводит, в частности, "Регнум", свое участие подтвердил президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Ждут в Тегеране и президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. По данным того же "Регнума", глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в ходе телефонного разговора поблагодарил своего иранского коллегу Махмуда Ахмадинеджада за приглашение посетить Иран и принять участие в международной конференции, посвященной теме борьбы с терроризмом, передает корреспондент ИА Regnum. Как сообщает пресс-служба главы туркменского государства, лидеры двух стран обменялись мнениями о состоянии и перспективах туркмено-иранского сотрудничества, а также обсудили ряд актуальных вопросов региональной и международной политики, представляющих взаимный интерес.
Президент Армении Серж Саркисян в Иран не поедет - об этом и в Ереване, и в Тегеране говорили официально. Но вместо себя, как уже сообщалось в нашей газете, отправляет в столицу Ирана главу армянского Совета безопасности Артура Багдасаряна, который отвечает в Армении и за такое деликатное направление, как сотрудничество спецслужб Армении и Ирана против Азербайджана и Израиля.
Кто будет представлять в Тегеране Азербайджан на момент выхода оставалось неясным. В Баку по поводу возможных контактов с Ираном хранят молчание. И уж тем более делают выводы из того обстоятельства, что конференция проходит на фоне явной активизации ирано-армянского сотрудничества, несмотря на отмену визита президента Ирана в Армению.
При этом многие аналитики, и прежде всего российские, подчеркивают, что Иран был бы не прочь получить информацию о ситуации на карабахском урегулировании и об итогах казанской встречи "из первых уст".
Понятно, впрочем, и другое. Иран - один из основных "спонсоров" международного терроризма. На его содержании находятся такие группировки, как "Хезболлах", ХАМАС, "Исламский джихад" и еще множество других (показательно, что все они, несмотря на исламистскую риторику, весьма тесно сотрудничают со своими армянскими коллегами из АСАЛА). Эта страна уже давно внесена Госдепартаментом США в "черный список" стран, поддерживающих международный терроризм. Теоретически, конечно, можно рассуждать о том, что вопросы борьбы с террором имеет смысл обсуждать именно с руководителями Ирана, однако вряд ли на этой конференции будет объявлено о прекращении поддержки террора. Скорее официальный Тегеран постарается использовать ее для максимальной пропаганды своей давней "установки": дескать, лучшим способом борьбы с террором является "эвакуация иностранных войск и предоставление дела обеспечения региональной безопасности государствам региона".
Эксперты, однако, обращают внимание еще на одно обстоятельство. Конференция в Иране проходит на фоне усилившегося кризиса внутри властных структур ИРИ. В результате которого, как показывает отмена визита Ахмадинеджада в Армению, президент ИРИ, по сути дела, стал невыездным.
Накануне конференции в Иране разгорелся очередной скандал. Еще 20 июня один из иранских информационных сайтов сообщил о том, что министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи оказался в щекотливом положении. Ранее председатель комиссии иранского парламента - меджлиса - по вопросам национальной безопасности и внешней политики Алаеддин Боруджердин сообщил агентству "ФАРС", что у министра иностранных дел Ирана Али Акбара Салехи всего день на то, чтобы сместить с поста своего назначенного несколько дней назад заместителя по финансовым вопросам Мохаммада Шарифа Малекзаде, который подозревается в финансовых махинациях. В противном случае меджлис начнет процедуру недоверия самому министру. "Если он (Салехи. - Ред.) сместит своего заместителя по финансовым вопросам Малекзаде, то встретит сопротивление президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, а если не пойдет на этот шаг, то станет первым министром иностранных дел, которого сместит парламент, выразив вотум недоверия", - пишет сайт.
"Али Акбар Салехи не должен позволять, чтобы Министерством иностранных дел руководили извне. Если он уволит Малекзаде, то неясно, Ахмадинеджад подождет, пока он посетит Сенегал, и лишь после этого сместит его с должности, или уволит его еще в Тегеране (экс-министр Манучех Мотаки был смещен с поста во время поездки в Сенегал. - Прим.ред.)", - указывается в комментарии.
Утром 21 июня на заседании меджлиса 33 депутата выступили с заявлением, выразив недоверие министру иностранных дел Али Акбару Салехи. В тот же день Малекзаде подал в отставку, после чего парламент остановил начатый в отношении главы МИД процесс по выражению вотума доверия. Вскоре Мохаммад Шариф Малекзаде подал в отставку. А затем был арестован.
"Призрак импичмента бродит по Тегерану," - указывает российская "Независимая газета", по мнению которой, "противостояние между президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджадом и верховным лидером страны (рахбаром) аятоллой Али Хаменеи принимает все более острый характер. Стремление президента расширить свое влияние и потеснить во властных структурах представителей духовенства обернулось для него арестами приближенных и парламентским расследованием скандальных выборов 2009 года. Более того, западные СМИ и некоторые аналитики прочат Ахмадинеджаду скорую отставку. Недавние попытки Ахмадинеджада смягчить ситуацию заявлениями о том, что его отношения с рахбаром похожи на отношения между "отцом и сыном", вызвали лишь возмущенный ропот духовенства". "В мае несколько десятков человек из ближайшего окружения Ахмадинеджада были арестованы по самым разным обвинениям - от коррупции и шпионажа до колдовства. Тогда же парламент страны постановил провести расследование фактов подкупа избирателей в ходе президентских выборов 2009 года. Причем некоторые депутаты заявили, что правительство платило по 80 долл. каждому проголосовавшему за Ахмадинеджада, - указывает "НГ". - От президента отвернулся даже духовный наставник аятолла Месбах Язди, который заявил, что Ахмадинеджад "околдован", а его окружение - "мусор" и "одна из главных угроз исламу". Другой тревожный признак - массовый переход союзников Ахмадинеджада на сторону рахбара. Как пишет New York Times, о своей преданности лично Хаменеи поспешили заявить многие консервативные клерики и военные, ранее поддерживавшие президента. Они же заклеймили окружение иранского лидера как "отступников". Недостатка в версиях нет. Одни уверены, что Ахмадинеджад и после ухода с поста президента Ирана намерен играть активную роль в политике, а посему продвигает на ключевые посты своих сторонников. Звучат даже предположения, что Ахмадинеджад и его окружение надеются на скорую смерть верховного лидера, которому сейчас 72 года, чтобы взять всю власть в стране в свои руки, а следующего рахбара с делать исключительно символической фигурой. Но сопротивление муллократии оказалось слишком сильным. На этом фоне многие эксперты считают вполне реальной перспективу импичмента Ахмадинеджада. По сведениям "НГ", бывший президент Ирана Абдулхассан Банисадр, лишившийся поста в 1981 году в результате импичмента, прямо заявил, что "Хаменеи уже сыт Ахмадинеджадом по горло" и тот может не дотянуть до конца своего второго президентского срока.
Впрочем, до импичмента дело может и не дойти, полагает газета. Во-первых, Хаменеи не хочет провоцировать недовольство среди бедных слоев населения, которые остаются главной социальной опорой Ахмадинеджада. Во-вторых, иранские власти помнят о массовых выступлениях оппозиции, вспыхнувших после президентских выборов 2009 года, и понимают, что внутренний кризис будет однозначно воспринят как признак ослабления режима.
А на этом фоне конференция по террору в Тегеране более всего напоминает этакий "утешительный приз" невыездному президенту. Или же, если угодно, его же попытку прозондировать почву за пределами Ирана и выяснить, кого готовы поддержать в ключевых союзных Тегерану столицах. Не говоря уже о том, что это удобный повод для Ахмадинеджада набрать очки за счет воинственной риторики. Вопрос в том, что кризис в Иране зашел слишком глубоко, чтобы его можно было остановить повторением лозунгов в стиле "Сотрем Израиль с карты мира" или "Америка - большой Сатана".