Мусульманская лига
30.07.2011, "Литер"
Казахстанская модель толерантности укрепляет доверие к исламу
1 августа для мусульман всего мира начинается священный месяц Рамазан. К этому событию Казахстан имеет особое отношение. 16 лет назад страна пополнила состав Организации Исламская конференция (нынешнее название - Организация исламского сотрудничества. - Ред.), которая является второй в мире крупнейшей международной структурой.
И к своему двадцатилетию в 2011 году Казахстан возглавил ОИС. Став ее председателем в нелегкий и достаточно переломный момент в истории исламского мира, наша страна предложила ряд инициатив, способных вывести страны организации на качественно новый уровень своего развития. Особое внимание Астана уделила эффективному решению возникающих в исламском мире вопросов. «Уверен, что решение проблем мусульманских стран должно прийти изнутри - исламскому миру необходимо перейти от сырьевого вектора развития к индустриально-инновационному», - заключил президент Казахстана.
Нынешний Рамазан станет особенным не только для Казахстана, который впервые в своей истории возглавил Организацию исламского сотрудничества, более известную по прежнему названию - Организация Исламская конференция, но и для стран исламского мира. Для них этот год начался с бурных политических событий, которые в Египте и Тунисе уже привели к смене власти и дали импульс политическим реформам в странах ОИС. «Казахстан берет на себя руководство в ОИС в сложный период. В начале XXI века исламский мир сталкивается с серьезными политическими потрясениями, экономическими и социальными проблемами. Анализ недавних событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке свидетельствует о том, что основной причиной этих шоков стали постоянные социально-экономические проблемы в этих странах», - отметил по этому поводу президент нашей республики Нурсултан Назарбаев.
Считается, что Рамазан - это время духовного очищения, когда люди забывают свои прошлые обиды и начинается новая жизнь. Будем надеяться, что в политической жизни исламского мира произойдут аналогичные преобразования.
Казахстанская двадцатилетка
Для Казахстана нынешний Рамазан запомнится тем, что страна впервые в своей истории заняла пост председателя ОИС. Организация не является религиозной, но при этом объединяет страны, где большинство населения - мусульмане. На данный момент это 56 стран, каждая из которых имеет право претендовать на статус председателя ОИС. Поэтому сам факт, что Казахстан возглавил авторитетную организацию, говорит о высоком доверии к нашей стране со стороны партнеров. Событие приятно вдвойне, поскольку оно выпало на 20-летие независимости республики. Таким образом, председательство в ОИС стало наглядным показателем возросшего авторитета Казахстана в странах исламского мира.
Впрочем, наше государство уже вошло в хроники ОИС. Как известно, на 38-й сессии Совета министров иностранных дел (СМИД) в Астане в конце июня текущего года было принято решение о переименовании Организации Исламская конференция в Организацию исламского сотрудничества
(ОИС). Как отметил казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев: «Наше внутреннее сотрудничество означает консолидацию исламского единства и солидарности, тогда как внешнее сотрудничество означает укрепление позиции и положения уммы (мусульманская религиозная община. - Ред.) в мире».
Казахстан к своему председательству подошел ответственно. Об этом говорят инициативы Астаны, реализация которых должна изменить облик стран Организации исламского сотрудничества. Наша республика активно поддержала предложение Турции и Испании о создании альянса цивилизаций, суть которого сблизить народы и культуры, укрепить между ними доверие. Казахстан последовательно придерживается этой стратегии и в рамках своего председательства в ОИС. Как отметил Нурсултан Назарбаев в рамках СМИД, для этого «необходимо наладить открытый и честный диалог между мусульманским миром и Западом».
Кстати, американский президент Барак Обама в 2009 году в стенах Каирского университета также пообещал укрепить доверие между западными странами и исламским миром. Таким образом, Казахстан не единственная страна, выступающая за диалог и партнерство. А это укрепляет позиции Астаны.
С другой стороны, уже невозможно игнорировать негативный образ ислама, который сложился в западных обществах. Поэтому Астана предложила своим партнерам по ОИС создать информационный ресурс, задача которого - показать окружающему миру другой ислам, дружественный и миролюбивый. Кроме того, Казахстан во главу угла ставит социально-экономическую модернизацию. «Чем успешнее будут мусульманские страны, тем привлекательнее в мире будет образ ислама», - отметил Нурсултан Назарбаев. С этим тезисом трудно поспорить. Достаточно посмотреть на современные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые прошли большой путь от аграрных экономик до признанных мировых индустриально-инновационных лидеров, а сегодня являются активными участниками международных процессов. С этими странами хотят все дружить. Но, чтобы достичь «задачи максимум», исламским странам и народам следует встать на путь кооперации и взаимовыгодного сотрудничества.
«Сегодня исламский мир, насчитывающий почти 1,5 миллиарда человек, не является единым, монолитным. Ислам как религия имеет единые корни, но мир ислама состоит из разных регионов, имеющих порой диаметрально противоположные модели развития», - отметил глава государства на главном экономическом саммите государств - членов Организации Исламская конференция (ОИК) в Астане.
Другой Восток
Нынешний Рамазан запомнится не только Казахстану, но и странам ОИС. Для них 2011 год начался с бурных политических событий, которые уже привели к смене элиты в Египте и Тунисе. В арабском регионе ничто не предвещало революционных брожений. Политики у власти находились более 30 лет, и если «новая смена» ожидалась, то только в результате дворцового переворота. Но жизнь преподносит неожиданные сюрпризы. Процессы, охватившие страны арабского региона, начались не в кулуарах власти, а внутри общества. Уже этот факт говорит о том, что перемены в этом уголке мира будут носить глубокий характер и затронут не только экономику или политику, но и все «этажи» арабского общества.
В этом смысле президент США Барак Обама точно и лаконично отразил суть происходящего: «Восток больше не будет прежним!» Остается открытым вопрос: каким он станет? Однозначного ответа нет. Во-первых, процесс «перезагрузки» исламского мира только стартовал, и он еще далек от завершения. Более-менее ясная картина предстанет перед мировой общественностью только через 5-10 лет. Во-вторых, процессы на Востоке не носят линейный характер. И в этом нет ничего удивительного. Они начались стихийно, с центральных площадей государств региона, не отличались последовательностью и несли в себе противоречия в форме столкновения противоположных политических интересов.
Если в Египте и Тунисе власть уступила толпе демонстрантов и тем самым разделила ответственность за последствия своего правления, то в Ливии противостояние переросло в гражданскую войну. В данный момент напряженная ситуация сохраняется и в Сирии, где уже погибло и пропало без вести порядка 3 тыс. человек. Чтобы снизить накал страстей на улицах, окружение президента страны Башара Асада пошло на уступки и приняло закон, устанавливающий многопартийную систему. До этого в Сирии, как и в бывшем Советском Союзе, была только одна правящая партия - БААС.
«Арабский бунт» обнажил накопившиеся годами «язвы» и нарушил идиллию спокойствия. Он стал следствием нарушения баланса в политической сфере. Правящий истеблишмент игнорировал поступающие от общества сигналы, пренебрегал интересами бизнес-сообщества, что, в конечном счете, сдерживало развитие стран. Отложенные годами проблемы дали о себе знать в форме накопления критической массы. Политическая реакция, как говорят физики, приняла неуправляемый характер. Но запущена она была намного раньше, чем произошел социальный взрыв.
Кстати, внутриполитические проблемы в странах исламского мира способствовали не только росту социальной напряженности, но и укрепляли позиции радикальных сил в обществах. Последний аспект выступает главной проблемой в отношениях между Западом и Востоком и не позволяет арабским странам выйти на новую траекторию развития, где акцент делается на «умную» экономику и образование. Поэтому главный вопрос сейчас звучит так: сможет ли «арабская весна» нейтрализовать радикальных политиков?
В данном случае лучше ссылаться не на опыт Малайзии - это послезавтрашний день для исламских стран, а на Турцию, которая может рассматриваться как эталон развития на ближайшую перспективу для многих государств. Дело в том, что у власти в Анкаре не первый год стоит партия «Исламское возрождение». Данная консервативная организация продемонстрировала потенциал модернизации. Ее лидеры сохраняют приверженность глубоким традициям ислама, но при этом прекрасно осознают, что окружающий мир не стоит на месте. «Чтобы сохранить лидерство, необходимо меняться!» - этот принцип пришелся по душе и турецким избирателям.
Сегодня можно говорить о том, что Турция прошла большой путь политического развития и, в частности, строительства правового государства. Если 15-20 лет назад политики и население страны постоянно оглядывались на армию в ожидании очередного государственного переворота, то теперь внимательно вчитываются в статьи Конституции. Военное командование перестало играть стабилизирующую роль в политической жизни страны. Мир и безопасность в Турции обеспечивают сбалансированные независимые институты и стоящий над ними закон. В результате страна вышла на траекторию устойчивого роста.
В свое время в западных столицах победу на парламентских выборах партии «Исламское возрождение» расценили как откат Турции от демократии. Но время показало, что триумф консерваторов в этой стране стал своеобразным тестом на политическую состоятельность. Не говоря уже о том, что новая генерация лидеров оказалась конкурентоспособной и успешной и эффективно отвечала на вызовы, с которыми сталкивалась Турция.
Исламский бизнес
«Политика - это концентрированное выражение экономики», - утверждал один из идеологов марксизма. Какие бы перемены ни происходили в кулуарах власти, давать им оценку можно по уровню деловой активности. Данный тезис имеет особое значение для стран «исламского пояса», где наблюдается высокий естественный прирост населения и низкие темпы экономического развития. Эти два фактора усиливают неактивные тренды: способствуют сохранению бедности в обществе, порождают социальную напряженность, подрывают как политическую стабильность, так и устойчивое развитие стран региона.
Экономическая палитра Востока выглядит пестро. С одной стороны, здесь еще остается много стран, которым с трудом удается решать свои проблемы. К примеру, в этом месяце Сомали и еще группа соседних государств оказались в списке голодающих ООН. По сути, в этих странах шаткие не только политические институты, но и подорвана экономическая инфраструктура. С другой стороны, мы видим, как небоскребы в Малайзии и Саудовской Аравии «протыкают» небо, бросая вызов остальным экономическим лидерам мира.
О глубине пропасти между странами ОИС говорит тот факт, что Саудовская Аравия, Малайзия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты оказались единственными государствами организации, которые фигурировали в «топ лучших» 40 стран мира по регулированию бизнеса в исследовании Всемирного банка. А ведь это только 4 государства из 56, входящих в данный момент в организацию.
«Мусульманский мир, составляя пятую часть населения планеты, далеко не соответствует своему потенциалу в сфере экономики. Например, в «Большой восьмерке» нет ни одной страны, представляющей мусульманскую умму. Это отражение реального веса исламской экономики в мировой», - отметил казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев в конце июня на бизнес-саммите ОИС в Астане.
В 2009 году средний рост ВВП стран ОИС составил всего 2,1 процента. Причем такой показатель был достигнут в основном за счет «прорывных экономик» ОИК. В том числе и за счет Казахстана, который, несмотря на последствия глобального финансового кризиса, сохранил рост ВВП - 1 процент. Отметим, что рост мировой экономики в 2009 году составил порядка 0,5 процента.
«Это сравнительно невысокий темп роста, который усугубляется неравномерным развитием и распределением дохода между странами мусульманского мира. И поэтому Организация Исламская конференция (прежнее название ОИК. - Ред.) продолжает страдать от так называемого тройственного недостатка дохода, недостатка не только по отношению к другим странам, но и между странами ОИК», - сообщал премьер-министр Малайзии Наджиб Сри Дато Тун Абдул Разак в ходе VII Всемирного исламского экономического форума.
Поэтому главной задачей ОИС остается создание благоприятных условий для экономического сотрудничества. Она сводится к тому, чтобы обеспечить благоприятные условия для перемещения капиталов, рабочей силы и товаров. Правда, экономические противоречия - не единственная причина, по которой страны организации показывают низкие темпы развития. Не стоит забывать о том, что инвесторы зачастую сталкиваются не только с бюрократическими проволочками, но и с политическими рисками и хрупкой региональной стабильностью, которая отражается на деловой активности государств исламского мира.
Поэтому мир ожидает от «арабской весны» экономического ренессанса, который должен вывести бизнес на новый уровень, убрать барьеры на пути его развития, открыть рынки стран региона для торговли с другими государствами. Известно, что в исламском мире тоже есть сторонники партии «большого экономического скачка». По крайней мере, Малайзия всем показала пример, как в прошлом аграрная страна смогла перейти на рельсы инновационного развития.
Новые возможности
Несмотря на то что Казахстан в составе ОИС оказался относительно недавно - 16 лет назад, тем не менее он уже сейчас выглядит более чем успешной страной. Республика по объему экономики, согласно данным Всемирного банка, вошла в «топ 10» государств исламского мира. Это позволяет Астане претендовать на статус лидера, причем не только в экономике, но в политической сфере.
«В целях создания нового экономического сотрудничества мы предлагаем на базе Всемирного исламского экономического форума создать диалоговую площадку группы из ведущих десяти экономик стран мусульманского сообщества. Ресурсы стран позволяют создать мощный финансовый пул для инвестиционного сотрудничества», - отметил глава государства Нурсултан Назарбаев на VII Всемирном исламском экономическом форуме в начале июня.
По сути, речь идет о создании «исламского Давоса», на котором ведущие политики, бизнес-лидеры, а также представители гражданского общества будут обсуждать проблемы и перспективы развития исламского мира. Это позволит эффективно бороться с бедностью и нищетой, более рационально использовать природные богатства, людские и инвестиционные ресурсы, а в целом вывести развитие исламских стран на орбиту устойчивого и гармоничного роста.
Известно, что страны Центральной Азии имеют тесные экономические отношения между собой, но плохо интегрированы в исламский мир. На этом аспекте акцентируют внимание в штаб-квартире ОИС. Поэтому председательство Казахстана в авторитетной организации - это не только престиж для страны, но и новые возможности. Астана может усилить свое влияние и потенциал в мировой экономике за счет роста товарооборота со странами исламского мира. А здесь можно получить большие дивиденды. К примеру, пакистанские эксперты в свое время оценивали потенциал сотрудничества со странами Центральной Азии в сумму 2 млрд долларов. У Астаны есть хорошие возможности заработать такие деньги на рынках исламских стран, так как казахстанская экономика выглядит более чем сильной.
Согласно рейтингу ВЭФ (Всемирного экономического форума) «The Global Competitiveness Index» (конкурентоспособности стран мира) за 2011 год, республика заняла 13-ю позицию среди исламских государств. А в аналогичном списке ведущего в Европе Института развития менеджмента (Institute of Management Development) Казахстан оказался на 5-м месте среди мусульманских стран. Все это позволяет говорить о том, что Казахстан, как минимум, не затеряется на фоне своих партнеров, а как максимум - получит положительное сальдо во внешней торговле со странами - партнерами по ОИК.
Кроме того, не стоит забывать об инвестиционном потенциале Казахстана. Во время динамичного роста отечественный бизнес активно осваивал рынки постсоветских республик. Объем казахстанских инвестиций в годы бурного роста экономики страны достигал нескольких миллиардов долларов. В перспективе эта цифра обещает вырасти на порядок. В этом смысле страны Организации исламского сотрудничества - это еще одно перспективное направление для казахстанских предпринимателей. Прежде всего для аграриев и нефтяников. В перспективе на эти рынки можно будет выходить и со своей промышленной продукцией.
Экономическое сотрудничество со странами ОИС - это еще один импульс для казахстанской индустриализации. Впрочем, такой путь развития Астана предлагает и своим партнерам по ОИС. Как отметил казахстанский лидер на 38-й сессии Совета министров иностранных дел: «Уверен, что решение проблем мусульманских стран должно прийти изнутри - исламскому миру необходимо перейти от сырьевого вектора развития к индустриально-инновационному».
Вызов столетия
Сегодня перемены переживают не только мусульманские страны, но и сама религия. Ислам в начале XXI столетия столкнулся с серьезными вызовами. Как отметил Нурсултан Назарбаев, сегодня в отдельных странах «демонизируют ислам как угрозу национальной безопасности, культурным и религиозным устоям». А это сдерживает развитие религии.
Одна из причин такого положения кроется в том, что миролюбивая вера стала оружием в руках экстремистских политических организаций. Поэтому судить об успехах «арабской весны» следует не по произошедшей смене власти, которая сама по себе ничего не дает, а по построению эффективной политической, социальной и экономической модели, которая должна появиться на руинах «старого мира». Подобные меры будут сдерживать рост разношерстных экстремистов, укрепят доверие населения к политическим институтам общества, но самое главное - позитивно повлияют на ислам. Ведь в современном мире, к сожалению, его оценивают не по идее, которую он несет в себе, а по странам, в которых превалируют мусульмане.
И в данном случае Казахстан может выступать эталоном развития для своих партнеров по Организации исламского сотрудничества. В стране мирно сосуществуют представители более 130 этносов и гармонично развиваются основные религиозные течения мира. Благодаря эффективной модели культивирования у казахстанцев межнациональной и межконфессиональной толерантности в нашей стране ислам пользуется заслуженным авторитетом и уважением.
Марат МАМАЕВ, Алматы