Нелегкие переговоры Рахмона и Медведева в Душанбе
29 августа 2011, 08:32, CA-NEWS (TJ)
CA-NEWS (TJ) - Кремль, не выполнивший до конца взятые на себя обязательства перед Таджикистаном около семи лет назад, предпримет попытку вернуть в сферу своего влияния республику, которая утрачивает доверие к своему «стратегическому партнеру».
Назарали Пирназаров, CA-News, Душанбе
Комплекс вопросов двустороннего и многостороннего сотрудничества обсудит российский президент Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Таджикистан.
В Душанбе, где на Москву до сих пор смотрят как на «стратегического партнера», трепетно относятся и тщательно готовятся к предстоящим переговорам на высшем уровне. Именно поэтому таджикистанским дипломатам удалось добиться придания визиту президента России статуса «официального».
МИД Таджикистана в конце минувшей недели объявил, что Медведев прибудет в Душанбе 1 сентября с «официальным визитом». По итогам его переговоров с таджикистанским коллегой Эмомали Рахмоном запланировано подписание, как минимум, двух фундаментальных документов. В июне было объявлено, что к подписанию подготовлена программа экономического сотрудничества между двумя странами на 2011-2014 годы, которая «будет определять всю широту сотрудничества в экономической сфере».
Медведев кроме переговоров с Рахмоном примет участие в саммитах глав государств Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана, запланированного на 2 сентября, и стран-участниц СНГ, который состоится 3 сентября.
Вагон накопившихся за последние годы претензий к друг другу, которые, по словам экспертов, стали причиной охладевших отношений Таджикистана и России, обещают долгий и жаркий торг между двумя лидерами по стратегическим направлениям сотрудничества. Речь идет о дальнейшем статусе оперативной пограничной группы Федеральной службы безопасности России, по 201-ой российской военной базе (РВБ), об аэродроме «Айни», экспортных пошлинах на российские светлые нефтепродукты, о миграционной политике и инвестиционном сотрудничестве.
Статус пограничников практически решен
В начале августа президент России распорядился подписать на высшем уровне соглашение с Таджикистаном о сотрудничестве по пограничным вопросам. Данный вопрос обсуждается сторонами в течение года. Активная фаза переговоров была начата в феврале этого года. За этот период стороны провели три раунда консультаций и очертили контуры сотрудничества двух стран в этой области.
Проект нового соглашения разработан на смену предыдущему, который был подписан в Душанбе в 2004 году и ратифицированного парламентом Таджикистана в 2006 году. Документ заключен сроком на пять лет.
Таджикистан имеет 1344 км общей границы с Афганистаном, на долю которого приходится свыше 90% мирового производства опиатов. До 2005 года таджикско-афганская граница охранялась российскими пограничниками.
Потеряв непосредственный контроль над границей между Таджикистаном и Афганистаном ровно шесть лет тому назад, Россия сохранила за собой оперативную пограничную группу, представленной несколькими десятками советников, которые выполняют советнические функции, оказывая своим таджикистанским коллегам техническую помощь, в основном, в планировании операций.
Погранвойска Таджикистана приняли от российских коллег границу мягко говоря в плохом состоянии. Все что можно было вывезти было вывезено российскими пограничниками и оставлена только та техника, которая подлежала списанию. За все время с момента передачи границы при донорской поддержке западных стран некоторые погранзаставы отстроены заново, другие реконструированы.
В течение последнего года отдельные российские чиновники и политики в преддверии выборов в Государственную думу заявляли о необходимости вернуть свои пограничные войска на границу Таджикистана с Афганистаном. По их мнению, таджикистанские пограничники не могут противостоять потоку наркотиков и другим угрозам, которые исходят по ту сторону Пянджа. Все это время в Душанбе заявляли, что человеческие ресурсы республики вполне способны самостоятельно охранять афганский рубеж, однако не откажутся от помощи в техническом плане.
Таджикистанский истеблишмент надеется, что жирная точка в этом вопросе будет поставлена в ходе предстоящего визита Медведева.
Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи в июле этого года заявил, что проект нового соглашения о сотрудничестве между двумя странами по пограничным вопросам не предполагает возвращения российских пограничников на афганский рубеж. Тогда он сообщил, что стороны практически завершили согласование проекта данного документа за исключением некоторых моментов, консенсуса по которым планировалось достичь к визиту российского президента в сентябре.
«Речь о возвращении российских пограничников не идет, - сказал он. - Соглашением оговорены вопросы сотрудничества сторон в сфере пограничного взаимодействия, пребывания в Таджикистане небольшого количества советников пограничных войск России».
201-ая РВБ вместе с аэродромом «Айни»
Россия семь лет назад добившись от Таджикистана практически бесплатной дислокации 201-ой РВБ на территории республики так и не выполнила до конца свои обещания по вопросу вложения двух миллиардов долларов в экономику беднейшего на постсоветском пространстве государства, имеющего богатые запасы водно-энергетических ресурсов, рациональное использование которых являются основной причиной застойных отношений между странами Центральной Азии. Кроме того, позиция изложенная Медведевым в январе 2009 года в Ташкенте по вопросу водопользования в регионе стала причиной причиной похолодания российско-таджикистанских отношениях.
Дислоцированная в Таджикистане российская база предназначена для поддержания мира и стабильности в центрально-азиатском регионе, поддержки таджикистанских пограничников на границе с Афганистаном, а также для оказания помощи вооруженным силам республики. В состав российской военной базы входят три гарнизона - в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе и отдельная вертолетная эскадрилья. В составе базы насчитывается порядка 7 тыс. военнослужащих.
В конце июня руководитель администрации российского президента Сергей Нарышкин и министр обороны России Анатолий Сердюков встретились с президентом Таджикистана.
По словам Нарышкина, стороны затронув дальнейший статус 201-ой РВБ поручили соответствующим ведомствам проработать эти вопросы. «Здесь также у нас имеется взаимное понимание сторон и взаимный интерес. 201-ая Российская военная база обеспечивает безопасность, как Таджикистана, так и Российской Федерации. И интерес как одной, так и другой стороны в пребывании российской военной базы на территории Таджикистана он безусловен», - сказал глава кремлевской администрации.
В течение последних трех лет обе стороны ведут переговоры по дальнейшему статусу пребывания базы. Срок пребывания базы, созданной в 2004 году, согласно, подписанному соглашению, истекает в 2014 году. Власти Таджикистана заявляют, что обсуждаются все варианты, в том числе возмездного и безвозмездного пребывания базы.
Глава МИД республики в прошлом месяце сообщил, что земля Таджикистана «не является собственностью министров иностранных дел или обороны, и тот, кто заявляет, что элементы базы или сама база должна быть дислоцирована на бесплатной основе, глубоко ошибается». Цену вопроса официально никто не подтверждает, несмотря на различные предположения в СМИ.
Возможно, что дальнейшее пребывание РВБ в Таджикистане будет решен вместе с вопросом совместного использования военного аэродрома «Айни», расположенного в 25 км западнее Душанбе. Зарифи неоднократно заявлял, что Душанбе ведет переговоры по совместному использованию данного объекта только с Россией, которая еще три года назад устами Медведева заявила о готовности рассмотреть данный вопрос.
«Это непростые и нелегкие вопросы и поэтому пока позиции двух стран не дошли до такой степени, чтобы мы могли бы подготовить соответствующие документы по обоим [объектам] - и по базе и по аэропорту «Айни». Изложены позиции обеих стран, они обсуждаются на уровне экспертов, периодически мы докладываем руководству наших стран. Я полагаю, что переговоры идут в конструктивном духе - без спешки, без лишних эмоций. Мы будем дальше продолжать переговоры по этим двум очень серьезным вопросам», - пояснил глава внешнеполитического ведомства Таджикистана.
Аэродром «Айни» был реконструирован при содействии Индии в рамках соглашения подписанного почти десять лет назад. На реконструкцию объекта, который был сдан в эксплуатацию в сентябре прошлого года, было выделено порядка 70 млн. американских долларов. Аэродром способен принимать все виды воздушных судов существующие в мире, что автоматически включает его в список стратегической важности.
Объект находится на балансе министерства обороны Таджикистана. До распада СССР здесь находился завод по ремонту вертолетов с взлетно-посадочной полосой, протяженность которой составляет 3200 метров.
В СМИ не раз поднимался вопрос о возможном использовании данного объекта индийскими ВВС. Однако оборонное ведомство Таджикистана неоднократно опровергало данную информацию.
«Козыри» торга
Возможно, что в ходе предстоящих переговоров оба президента воспользуются своими козырными картами.
По разным данным, ежегодно до 1 миллиона граждан Таджикистана выезжают за пределы республики республики в поисках заработка. Порядка 90% из них находятся на территории России, которые пересылая заработанные деньги поддерживают свои семья на Родине. Объем денежных переводов в Таджикистан по итогам прошлого года сложился в сумме превышающей 2 миллиарда долларов, 30% из которых, по данным Национального банка республики, приходится на долю трудовых мигрантов.
Российские политики и чиновники не раз выступали за введение визового режима с Таджикистаном, в результате чего республика вынуждена будет пойти на уступки, чтобы не допустить массового возвращения трудовых мигрантов. Однако, эксперты в Таджикистане считают, что визовый режим сыграет на руку самим мигрантам, которым выгодней будет приобрести визу, нежели нелегально платить прогнившей коррумпированной российской системе.
Второй картой в руках Медведева могут быть послабления экспортных пошлин на российские светлые нефтепродукты, на долю которых приходится до 90% таджикистанского рынка. Ожидается, что с 1 сентября Россия вновь повысит экспортные пошлины на этот товар. Правительство республики осознав всю серьезность угрозы такой экономической зависимости от российской нефти в настоящее время ищет пути диверсификации импортных поставок топлива.
Свои козыри есть и у Таджикистана. Одним из таких является оптико-электронный комплекс «Нурек», который более известен как «Окно», принадлежащий России. В Душанбе убеждены, что данный комплекс угрожает безопасности не только Таджикистана, но и всей Центральной Азии.
«При возможной агрессии против России со стороны других государств этот объект станет одной из первых целей бомбежки. А там и Нурекская ГЭС не далеко», - заявлял в апреле этого года директор центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухроб Шарипов.
Комплекс предназначен для автоматического обнаружения высокоорбитальных космических объектов на высотах до 40 тыс. км, определения их орбит, установление класса, предназначения, состояние и национальную принадлежность.
Комплекс расположен в горах примерно в 16 км от Нурекской ГЭС, являющейся крупнейшей в Центральной Азии гидроэлектростанцией, на долю которой приходится до 70% общей выработки электроэнергии в Таджикистане.
Его строительство началось в 1979 году, но в связи с обострением внутриполитической ситуации в республике в 1992-1997 годах было приостановлено. Продолжение строительства стало возможным лишь после стабилизации обстановки. 19 ноября 1999 года комплекс был поставлен на опытное боевое дежурство и вошел в состав российских войск.
Соглашение о передаче Таджикистаном в российскую собственность этого комплекса и порядке его функционирования было подписано в Душанбе 16 октября 2004 года в обмен на списание долга таджикистанской стороны перед Россией в размере 300 млн. долларов США.
По словам Шарипова, данный комплекс для России представляет не меньший интерес, чем космодром «Байконур» в Казахстане. «Таджикистан делает многое для России, и даже в угрозу своей безопасности, жизни своих граждан», - добавил он.