Туркмены назвали Медведева «некоторым официальным лицом»
19 октября, 08:04, Московские новости
МИД Туркменистана раскритиковал заявления российского президента по Транскаспийскому газопроводу
Алексей Гривач
Министерство иностранных дел Туркменистана опубликовало жесткий ответ на заявления президента России Дмитрия Медведева, сделанные по поводу Транскаспийского газопровода. Его аргументы Ашхабад, хотя и обошелся без фамилий, назвал «слабыми» и «используемыми до оскомины часто к месту и не к месту». А саму постановку вопроса со стороны Москвы охарактеризовал как «контрпродуктивную», направленную «на искажение сути и содержания энергетической политики Туркменистана».
Напомним, что 14 октября Дмитрий Медведев провел совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ по вопросам международного энергетического сотрудничества. Собственно тем для обсуждения в узком кругу было две: отношения с ЕС в сфере поставок газа и Транскаспийский газопровод, который европейцы хотят проложить между Туркменистаном и Азербайджаном, чтобы обеспечить закупки сырья в Каспийском регионе в обход России.
Президент страны подчеркнул, что вопрос о строительстве должен быть согласован с пятью прибрежными странами, и на этом пути имеется ряд препятствий. «Здесь есть вопросы и правового статуса, и мы их обсуждали на последнем саммите каспийских государств, и вопросы экологической безопасности, - отметил Медведев. - Я надеюсь, что наши партнеры, которые продумывают различные способы энергетического сотрудничества, также будут придерживаться ранее принятых договоренностей».
Ашхабаду понадобилось два рабочих дня для того, чтобы ответить Кремлю. Получилось даже слишком развернуто и дерзко. МИД Туркмении написал целую статью: «Энергетическая стратегия Туркменистана: европейский вектор сотрудничества».
«При этом следует отметить, что хотя предметное обсуждение возможностей взаимодействия в энергетической сфере между Туркменистаном и Европейским сообществом началось относительно недавно, развивается оно активно и плодотворно, -- сообщает дипломатическое ведомство страны. -- Идет нормальный, цивилизованный процесс сотрудничества между суверенными и равноправными субъектами энергетического рынка. Это, однако, вызывает неадекватную реакцию со стороны некоторых официальных лиц и ряда средств массовой информации России».
Более оскорбительной формулировки в официальном заявлении по отношению к президенту Дмитрию Медведеву в частности и Совбезу в целом, пожалуй, и подобрать было нельзя. Но туркменский МИД на этом не остановился.
«Так, в частности, заявляется о якобы имеющихся экологических рисках при строительстве и будущем функционировании трубопровода по дну Каспийского моря. Аргумент избитый, из разряда «дежурных» и используемых до оскомины часто - к месту и не к месту», - считают в Ашхабаде. Туркменистан называется страной, где «вопросы сохранения уникальных природных ресурсов Каспия возведены в ранг приоритетов государственной политики».
А что касается неурегулированного статуса Каспийского моря, то и это туркменские власти не считают проблемой, так это до сих пор не мешало другим государствам заниматься разработкой шельфа и заключать двусторонние соглашения. «Строительство Транскаспийского трубопровода - это суверенное право государств, по участкам дна которых он будет проходить, и потому этот проект может осуществляться только с согласия этих государств и не нуждается в получении каких-либо дополнительных разрешений», -- отбрили в статье Дмитрия Медведева. Формулировка с правовой точки зрения спорная, поскольку в юридическом смысле «дно Каспия» и его акватория так и не было поделено между пятью государствами. Хотя Россия уже заключила соглашения с Казахстаном и Азербайджаном о разделе каспийского шельфа, на юге - между Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном никаких договоренностей нет. Равно как и общего соглашения по морю в целом.
«На этом фоне вызывает недоумение избранная российскими официальными структурами позиция в отношении сближения Туркменистана с Европейским союзом в энергетической сфере. Тем более что речь идет о государстве, связанным с Россией историческими узами дружбы и стратегического партнерства. И потому в данном случае обращает на себя внимание даже не сама аргументация, слабость которой очевидна, а контрпродуктивная постановка вопроса, направленная на искажение сути и содержания энергетической политики Туркменистана», - подчеркивает туркменский МИД.
Сложившаяся ситуация, когда Баку и Ашхабад при поддержке Брюсселя (Еврокомиссия получила мандат от Совета Европы на ведение переговоров с Туркменистаном и Азербайджаном по строительству Транскаспия) и Вашингтона говорят, что это их «суверенное дело», Москва и Тегеран - возражают и требуют от третьих стран не вмешиваться, а Астана сохраняет нейтралитет, ведет к обострению отношений на Каспии вплоть до демонстрации военной силы. И все разговоры «об исторических узах дружбы» и готовности к открытому диалогу можно будет забыть до лучших времен.