Нищие, но гордые
? 23 (163) ДЕКАБРЬ 2011, oasis
Карим Инсанов (Ташкент)
Узбекистан не присоединится к Евразийскому союзу! На это не совсем прозрачно намекает узбекский президент. Несмотря на то, что подобные интеграционные процессы могут привлечь инвестиции в узбекскую экономику и улучшить положение трудовых мигрантов, Ислам Каримов недвусмысленно дал понять, что к прошлому возврата больше нет. Советский союз в новом формате - не для Узбекистана.
Трое в лодке, не считая Каримова
Трое активных участников Евразийского союза - Россия, Казахстан, Беларусь - формально считаются стратегическими партнерами и союзниками Узбекистана. Но не все так однозначно. Недавно опубликованные депеши Wikileaks доказывают, что Ислам Каримов не видит развитие Узбекистана в фарватере тесных отношений с российской стороной. Американские дипломаты в своих откровениях уверяют, что президент радовался экономическим провалам России во время мирового экономического кризиса.
Еще хуже у Узбекистана обстоят дела с Казахстаном. Из-за проигранного лидерства в регионе. Беларусь с ее призывами исключить Узбекистан из ОДКБ постепенно также теряет расположение узбекского правителя, несмотря на схожие методы управление государством. Понимая все это, Каримов делает ставку на США. Частые визиты Хиллари Клинтон в Узбекистан, освобождение под давлением американского Государственного департамента известных правозащитников и журналистов свидетельствуют о том, что несменяемый президент нацелен развивать тесные отношения с Америкой. Это, как правило, происходит в ущерб российскому вектору.
Первоначально о нежелании вступать в Евразийское пространство Каримов сказал в городе Карши, в какой-то степени судьбоносным для него. Именно здесь в советские времена началось его стремительное восхождение по номенклатурной лестнице. Здесь же Каримов ответил тем, кто, по его мнению, стремится вернуть Узбекистан в прошлое. «К сожалению, кое-где на пространстве бывшего Союза есть определенные силы, которые вынашивают мысли о возрождении в новой форме империи, носившей название СССР. Народ, вкусивший в полной мере воздух свободы, строящий свою судьбу и будущее своими руками, никогда не вернуть к старой идеологии, к минувшим временам. В 80-е годы центром в республику были отправлены «десантники», которые оклеветали наш народ, сровняли с землей понятие о чести, совести и правах человека. Только по «хлопковому делу» в Кашкадарьинской области было задержано 3 тыс. человек», - резюмировал тогда Каримов. Политологи однозначно восприняли сигнал железного лидера. Ташпулат Юлдашев, диссидент, базирующийся в США, говорит, что нежелание Каримова вступать в интеграционные союзы, продиктовано страхом потерять абсолютную власть в своей стране.
О, одиночество, как твой характер крут
Узбекистан, известный своим особым мнением по всем сколько-нибудь значимым процессам на постсоветском пространстве сегодня остается в гордом одиночестве. Даже ретивые туркменские лидеры больше идут на контакт, нежели узбекская элита. Этим объясняется и вся выстроенная политическая система.
«Узбекистан рассматривает перспективы развития Таможенного союза и эффективность механизмов его реализации, - говорит придворный политолог, экс-советник президента Узбекистана Рафик Сайфулин. - Что касается Евразийского экономического пространства, то пока не совсем понятно, что собой представляет это интеграционное объединение, а также какие военно-политические, торговые и экономические дивиденды от этого союза может получить Узбекистан».
По словам экспертов, больше всего узбекский лидер опасается того, что потеряет самостоятельность и вынужден будет прогибаться под изменчивый мир. А пока президент предупреждает нерадивых, что «никогда не пойдет на поклон к другой стране».
«Хочу сказать, что историю нельзя повернуть вспять. Наш народ, наше молодое поколение, выросшее за последние двадцать лет, с уверенностью смотрит сейчас в будущее и никогда - я повторяю - никогда не свернет с избранного пути» (Ислам Каримов)
7 декабря, выступая по случаю дня Конституции, Ислам Каримов продолжил клеймить попытки воссоздать СССР, именно так официальный Ташкент воспринимает решение о создании Евразийского союза. «Можно наблюдать предпринимаемые на бывшем советском пространстве попытки исказить путем ложных трактовок картину в глазах молодежи, не жившей во времена старого репрессивного режима и не располагающей об этом достаточной информацией. Эти попытки призваны породить в их умах ностальгию по прошлым советским временам», - сказал Каримов.
Любопытно, что текст праздничной речи президента, переполненный недвусмысленных намеков относительно невозможности вступления Узбекистана в интеграционные процессы с Россией, Казахстаном и Беларусью, так и не был опубликован на русском языке.
Вместе с тем, в Узбекистане прекрасно понимают, что особая ретивость и нежелание компромиссов с российской стороной также чреваты последствиями. Еще свежи в памяти кадры недавнего «скручивания» таджикских гастарбайтеров из-за дела летчиков. Помнят и слова Дмитрия Медведева о «симметричном» и «ассиметричном» ответах таджикским властям. На возможные последствия для официального Ташкента намекает и хорошо осведомленный эксперт, близкий к российским властным структурам, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев. «В Ташкенте понимают, что с учетом перспективы прихода Путина в президенты политика в регионе у России изменится, и в случае выбора однозначного западного вектора у Узбекистана могут быть неприятности. Путин в этом плане бывает непредсказуем», - отмечает эксперт.
«Без участия России Северный маршрут просто прервется. Ситуация в Афганистане остается напряженной. Узбекистан окажется в тотальной изоляции», - намекает на возможные последствия «особого мнения» для руководства Узбекистана Александр Князев.
Пока политики и эксперты взвешивают все за и против, простые люди с ностальгией говорят о возможности нового, хоть и Евразийского, но союза.
«Это может растормошить закрытую узбекскую экономику, - считает сотрудник Центра экономических исследований Узбекистана Рахим Атабаев. - Во-первых, следствием возросшей конкуренции может стать для Узбекистана постепенное преодоление технологического отставания, может усилиться под напором российской стороны тренд в сторону инновационного развития. Облегчена будет работа частных предпринимателей, особенно из-за открытости границ. Плюсов не так уж и мало».
Но многие эксперты предполагают, что вступление в интеграционные процессы крайне невыгодно для Узбекистана, так как это обнажит все существующие проблемы. Так как узбекская экономика построена на теневых принципах, то любые внешние процессы могут вскрыть массовые коррупционные схемы.
Сегодня Узбекистан делает ставку не на Россию, а на зарубежные страны, которые очень ревностно относятся к попыткам сближения с российскими властями. Каримов это хорошо знает. С одной стороны, несгибаемому автократу не хочется проблем с Владимиром Путиным, с другой, американские барыши и посулы манят больше. Кто теперь свои люди, не понятно. Но, видимо, пока Узбекистан предпочитает сиюминутные выгоды от транзита грузов в Афганистан, нежели долгосрочные перспективы новых интеграционных процессов на постсоветском пространстве.