«Atlantic»: Россия и США в Центральной Азии действуют как заклятые друзья
29.12.11 09:55, Zamandash press
История постсоветских государств Центральной Азии
Америка проявляет особенную активность в этих бывших советских странах, но влияние России все еще является главной силой. 16 декабря 2011 года Казахстан отметил 20 годовщину своей независимости. Он стал последней страной, которая отделилась от России в 1991 году, забив последний гвоздь в гроб 70-летнего советского эксперимента. В том году советские республики одна за другой выходили из состава Советского Союза до тех пор, пока в центре не осталась одна Россия.
Центральная Азия - часть мира, которая долгое время была объектом догадок, романтических фантазий и неверной информации - внезапно оказалась в центре мирового внимания. Казахстан обладал крупнейшим в мире ядерным полигоном в городе Семипалатинск, десятками ядерных оружий, исследовательским центром биологического оружия на острове Возрождения на высохшем Аральском море, а также огромными запасами нефти и природного газа в Каспийском море. Туркменистан тоже являлся обладателем крупнейших в мире запасов природного газа.
Но, несмотря на свои богатые ресурсы, Центральная Азия оставалась неразвитым «болотом». Узбекистан вел борьбу с Исламским движением Узбекистана (ИДУ) - террористической организацией, которая продолжает доставлять бедствия в некоторых частях Афганистана. Таджикистан пережил гражданскую войну, которая во многом определила восприятие страны Западом. После вспышки межэтнических столкновений в Кыргызстане и Казахстане, обе страны приспособились к некой безликости. В один момент возник некоторый интерес в экспорту туркменского газа через трубопровод, пролегающий через Афганистан и Пакистан, но война с талибами в Афганистане помешала реализации этого плана.
К концу 1990 гг. интерес к региону возрос: компания «Chevron» подписала главную сделку по разработке одного из казахстанских нефтяных месторождений, также началось строительство нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» - первого нероссийского экспортного маршрута из региона. США углубили свои военные связи с руководством Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, отправив в страны американских военных тренеров и пригласив в свои академии офицеров из этих стран. Казалось, что Россия не только теряла господство, но и терпела поражение, а Америка господствовала.
Теракты 11 сентября и вторжение в Афганистан, казалось, укрепили позиции Америки в Центральной Азии. Министр обороны Дональд Рамсфелд провел переговоры об использовании Америкой военных баз в Узбекистане и Кыргызстане, несмотря на то, что Госдепартамент США все меньше и меньше был доволен ситуацией по правам человека в этих странах. К тому времени, как Америка вторглась в Ирак в 2003 году американская политика в регионе, казалось, была установлена на автопилоте - господствующей и победной.
Но потом что-то изменилось. В марте 2005 года в Кыргызстане произошла «тюльпанная революция», в результате которой был свергнут президент Аскар Акаев, правивший страной с 1990 года. Америка была ввергнута в панику, она была напугана тем, что может потерять авиабазу в «Манасе». В этом же году в узбекском городе Андижан правительственные войска открыли огонь по демонстрантам, убив сотни человек. Выступив с протестом в адрес руководства Узбекистана, Америка лишилась своей авиабазы в этой стране. Хотя позже американцам удалось сохранить доступ в базе «Манас», им обошлось это очень дорого. В середине 2000 гг. Россия вышла из забытья. При президентах Владимире Путине и потом Дмитрии Медведеве Россия медленно возродила свою кампанию за влияние в регионе, получая уступки от центрально-азиатских правителей и иногда соперничая с США за доступ и ресурсы. С 2011 года Россию и США можно было лучше всего назвать «друго-врагами» в Центральной Азии: Россия все больше раздражалась американским присутствием в регионе и в то же время беспокоилась по поводу последствий вывода американских войск из Афганистана.
Но, похоже, США намерены уменьшить свое присутствие в регионе, как раз тогда, когда Центральная Азия, наконец, хоть как-то встала на ноги в экономическом аспекте. Экономика Казахстана процветает, Кыргызстан вступил в ВТО задолго до России, а туркменский газопровод в Китай принес ему столь необходимую наличность. Турция и Китай тратят большие суммы денег и энергии для того, чтобы укрепить в регионе свои социальные, экономические и политические позиции, а Россия ищет новые способы усилений своей позиции на юге. Америка пытается укрепить позиции в Новом шелковом пути - концепции по региональной торговле. Об этой концепции государственный секретарь США Хиллари Клинтон упоминает в своих выступлениях, однако успех проекта кажется неопределенным.
Однако с политической точки зрения Центральная Азия остается во временах 1991 года, за исключением Кыргызстана (который все еще борется за стабильное политическое руководство). Тиран Туркменистана возможно и умер в 2007 году, но его преемник правит таким же способом. Узбекистан, Казахстан и Таджикистан вступают во второе десятилетие с теми же диктаторами у власти. Во многом регион существует в своего рода искаженном времени, с тревожным отсутствием политического или социального прогресса во многих аспектах.
Считая Центральную Азию объектом конкуренции за влияние, соперники упускают самое главное; это - соревнование, которое Америка, вероятно, никогда не выиграет. Вместо этого может появиться незначительное сотрудничество: Россия и Америка работают вместе для поддержания и развития региона. Невероятное 20 лет назад, это новое совпадение интересов может стать более преобразующим, чем был крах коммунизма.
Джошуа Фауст «Atlantic», 16 декабря 2011 года Перевод - «InoZpress.kg»