Спецпредставитель президента ИРИ по вопросам Каспия находится в Ашгабаде
? 13(2695) Ср., 25 Января 2012, Echo
Отечественный эксперт не исключает то, что Тегеран может задействовать вопрос о статусе Каспия с целью улучшить свое положение
Б.САФАРОВ
Вопрос о статусе Каспия в политических возможностях Ирана является одним из рычагов, с помощью которого они могут вести торг с окружающим миром. Об этом сообщил "Эхо" политолог Расим Агаев. "Иран на данном этапе может пустить его в ход. У иранской стороны существует богатый опыт в вопросе затягивания переговоров и так далее. Поэтому можно предположить, что в той или иной форме вопрос статуса Каспия будет задействован иранской стороной с целью улучшить свое положение. В какой форме это будет сделано, сказать трудно", - подчеркнул политолог. Отметим, что в ноябре 2003 года прикаспийские страны подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. В июле 1998 года между Казахстаном и Россией были заключены соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года - Протокол к данному соглашению. Казахстан и Азербайджан 29 ноября 2001 года подписали Соглашение о разграничении дна Каспийского моря, 27 февраля 2003 года в Баку к этому Соглашению был подписан Протокол. В 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан подписали Соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии ("Тренд").
Тем временем вчера президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, принимая в Ашгабаде замминистра иностранных дел Ирана, спецпредставителя президента по вопросам Каспия Мохаммеда Мехди Ахундзаде, подчеркнул "необходимость согласованного, взаимоприемлемого решения по статусу уникального водоема", сообщает во вторник туркменское правительство. Бердымухамедов констатировал высокий уровень туркмено-иранских отношений, получивших в последние годы динамичное развитие. По его словам, "как и все остальные партнеры, Туркменистан очень заинтересован, чтобы Каспийский регион развивался в обстановке мира и стабильности". При этом была подчеркнута "необходимость согласованного, взаимоприемлемого решения по статусу общего уникального водоема". За последние годы в переговорном процессе по каспийской проблематике, как известно, были достигнуты определенные успехи, отметил Бердымухамедов, подчеркнув "важность продолжения консультаций в целях дальнейшего сближения позиций прикаспийских стран и скорейшего решения всех вопросов, связанных с правовым статусом Каспийского моря, что отвечает долгосрочным интересам пяти государств-соседей". Туркменистан выступает за конструктивный диалог в зоне Каспийского бассейна. "Неуклонно реализуя внешнеполитический курс, базирующийся на принципах широкого международного сотрудничества, балансе национальных и общих интересов, независимый нейтральный Туркменистан выступает за конструктивный диалог в зоне Каспийского бассейна, активизацию эффективного партнерства как на двусторонней, так и многосторонней основе", - подчеркнул глава государства, выразив уверенность, что укрепление связей между прибрежными государствами послужит важным фактором обеспечения устойчивого развития всего региона. По мнению Р.Агаева, у Ирана, добавил эксперт, возможности не так уж и велики. "И позиция Туркменистана вряд ли будет серьезно воспринята со стороны России или Запада. Иное дело, если Тегерану удастся склонить на свою сторону Россию и Азербайджан. Но это маловероятно. Однако это то поле, на котором иранцы смогут сыграть", - заключил он.
В свою очередь глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу считает, что, направляя своих представителей в те или иные страны, Тегеран демонстративно показывает, что не находится в дипломатической изоляции. "К примеру, зампред Высшего совета безопасности ИРИ ранее посетил как Россию, так и Китай. В настоящее время в Москве находится глава МВД Ирана. Полагаю, что и спецпредставитель президента Ирана по вопросам Каспия Мохаммед Мехди Ахундзаде также в рамках этой "программы", посетил Ашгабат. Хотя всем известно, что Иран не готов изменить свою позицию в вопросе, касающегося статуса Каспия", - пояснил он "Эхо".