CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Газовое распутье Ашхабада

24 сентября 2012

Газовое распутье Ашхабада

24.09.2012 06:51, dn.kz

Туркменистан будет пытаться поучаствовать в двух проектах по доставке своего газа на рынки Европы и Индии, но вряд ли что-то дельного из этого получится Юрий Сигов, Вашингтон

Каспийские нефтяные и газовые запасы, доставшиеся пост-советским республикам при территориальных разделах, давно уже кружат головы всем тем, кто к этим энергетическим богатствам имеет непосредственное отношение. Вот только одна проблема со всеми этими миллионами баррелей «черного золота» да тысячами кубометров «голубого топлива» имеется: как их доставить на мировые рынки?

Вариантов что прокладки трубопроводов, что создания технологий и оборудования для сжижения газа на Каспии обсуждалось уже множество. Но на сегодняшний день по сути дела эффективно работает на Кавказе нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, в Центральной Азии - газопровод Туркменистан-Западный Китай. Есть еще отдельные трубы в Китай из Казахстана и Узбекистана, а из Туркменистана - в Иран. А через территорию России по-прежнему перекачивается нефть (главным образом из Казахстана), и часть природного газа, поступающая из Туркменистана.

В то же время все попытки того же Туркменистана выйти на новые для себя рынки, минуя российскую территорию, и не привязываясь исключительно к трубопроводу в сторону Китая, пока ни к чему существенному не привели. Прокладка же двух труб в Иран позволяет Ашхабаду расширять сотрудничесвто только с Тегераном, но никак не выходить с его помощью на другие энергетические рынки в связи с наличием жестких международных санкций против Ирана.

Поэтому два проекта, к которым сейчас пытается присоединиться Туркменистан, чтобы выйти со своим газом на европейский и индийский рынки, с виду кажутся весьма обнадеживающими и заслуживающими внимания. Но прежде, чем лелеять Ашхабаду надежды на их практическое осуществление, неплохо было бы оценить реальные шансы на реализацию и одного, и другого трубопроводного замысла в нынешних обстоятельствах.

Что-то вроде «нового Набукко», только не совсем

С учетом того, что о давнем, и так до сих пор неосуществленном проекте «Набукко» по доставке центральноазиатского газа на европейские рынки уже основательно в энергетических кругах подзабыли (и денег у Европы лишних нынче нет, да и огромные поставки газа из Туркменистана ей по большому счету не совсем сейчас надобны), казалось бы, и о новом газопроводе под дном Каспия уже больше никто не станет вспоминать.

Однако после того, как Азербайджан договорился с Турцией о прокладке в течение ближайших пяти лет так называемого Транс-анатолийского трубопровода с берегов Каспия в Турцию, и далее - в европейские страны, о газовом потенциале Туркменистана вспомнили вновь. Теоретически никаких особых препятствий такой идее нет - нужно только проложить примерно 300-километровый газопровод от туркменской до азербайджанской территории в акватории Каспия. А также проложить нитку по территории Турции до выхода к побережью Мраморного и Средиземного моря.

Поскольку трубопровод, названый ТАНАП, обладает приличной пропускной способностью, то вместе с азербайджанским «голубым топливом» он вполне может перекачивать и туркменский газ. Пройдя через всю территорию Турции и выйдя на границы Болгарии, Румынии и Греции, такой газопровод может стать «лакомым газовым кусочком» для европейских рынков, если там действительно заинтересованы в расширении энергетического сотрудничества с Ашхабадом без посредников и транзитных стран.

Напомню, что проект ТАНАП будет стоить примерно 7 млрд. евро, прокладывать трубу будут Турция и Азербайджан на начальном этапе, а потом подключат и иностранных инвесторов. При этом 6 млрд. кубометров топлива будут поставлять по этой трубе в Турцию, а 10 млрд. кубометров - в Европу. С учетом же запасов месторождения на Каспии Шах-Дениз, Азербайджан сможет таким образом снабжать Европу и Турцию своим газом как минимум в течение ближайших 30-35 лет.

А если принято во внимание, что Туркменистан также активно расширяет добычу газа, и намерен и дальше увеличивать свои экспортные поставки, то мощность трубопровода ТАНАП есть возможность без проблем наращивать как минимум в половину, и заполнять его дополнительно туркменским газом.

Правда, есть на пути всей этой гладко-стелящейся теории и весьма непростая практика, с которой и европейцы, и туркменская сторона сразу же столкнутся. Прежде всего, Каспийское море до сих пор нелимитировано, и любые попытки Баку и Ашхабада начать совместное сооружение нового газопровода под дном Каспия натолкнется на резкое сопротивление России и Ирана.

Далее, Азербайджан и Туркменистан хотя и немного улучшили двусторонние отношения, но пока явно не до такой степени, чтобы совместными усилиями прокладывать трубы под Каспием. Обе стороны претендуют на участки акватории Каспия, богатые нефтью и газом, и далеко не факт, что ради будущих прибылей на европейских газовых рынках (а ведь Баку и Ашхабад в этом случае уже будут выступать там не партнерами, а прямыми конкурентами в Европе) они смогут помириться, и начать совместную работу.

Помимо этого и Туркменистан, и Азербайджан хотят получить четкие гарантии от Евросоюза относительно того, что ЕС будет финансировать подобный дорогостоящий проект (сами постсоветские республики разумно не намерены ничего вкладывать из своих карманов в этот трубопровод). Со своей же стороны еврочиновники также ожидают гарантий от Баку и Ашхабада в том, что они точно обеспечат нужные объемы газа для поставок на европейские рынки.

В этой связи очень показательно прозвучало заявление главы еврокомиссии по энергетике ЕС Марлен Хольцнер о том, что «Евросоюз не будет владеть этим трубопроводом, не будет его строить и не намерен за него платить». Интересно, а откуда тогда этот трубопровод вообще появится, если никто его не намерен строить, финансировать и нести за него ответственность?

Если же вспомнить о том, сколько нервов друг другу намотали еврочиновники и руководство Туркменистана и Азербайджана с проектом «Набукко», то будущее какого-либо участия Ашхабада в проекте ТАНАП выглядит крайне сомнительным и малореалистичным. И хотя у Туркменистана есть много «лишнего» газа, который можно закачивать в самые различные трубы, очень мало вероятности того, что он именно под дном Каспия когда-нибудь в обозримой перспективе попадет в Европу.

«Воздушные замки» ТАПИ

Еще более запутанная ситуация складывается с другим проектом, согласно которому намечено поставлять туркменский газ через территории Афганистана и Пакистана в Индию (он так и назван по первым буквам всех четырех стран - ТАПИ). Идея подобная выдвигалась еще американцами в конце 90-х годов прошлого столетия, и тогда даже самые оптимистически настроенные бизнесмены и политики в Европе и Северной Америке отнеслись к этой затее с очень большим скепсисом.

Сейчас же идея проекта вновь возрождена, хотя по нему вопросов и сомнений даже больше, чем по транс-каспийскому трубопроводу. Для начала не будем забывать о том, что газ с туркменского месторождения Южный Илотань весьма дорог в добыче, залегает он на большой глубине, и при всех технических издержках для той же Европы он будет дороже, чем ныне поставляемый туда газ из России или сжиженный газ из Катара или Алжира.

Тем более по деньгам проект этот будет крайне дорогостоящим, если трубу потянуть в Афганистан и Пакистан к берегам Индии. Но даже не деньги здесь будут играть первостепенную роль, хотя и их никто пока давать под ТАПИ не намерен. Куда важнее здесь совершенно непредсказуемые риски и самого будушего Афганистана (а прокладывать через территорию, которая весьма опосредованно контролируется центральным правительством в Кабуле ни один здравомыслящий бизнесмен, если ему только не выкрутят руки на политическом уровне) не станет.

В мае нынешнего года был подписан договор с Индией, по которому можно вроде бы начинать прокладку газопровода из Туркменистана. Проведены также были предварительные переговоры между Афганистаном и Туркменистаном, и вроде бы тоже о чем-то там договорились. Только вот какой реальный контроль правительство Афганистана в Кабуле осуществляет над территорией страны? Каким образом оно намерено обеспечивать безопасность поставок газа, и что вообще с этой страной произойдет, когда американские войска начнут ее покидать согласно указаниям Белого Дома?

Эти вопросы, а также многие другие будут задавать, замечу, не эксперты и мало за что отвечающие чиновники, а бизнесмены, руководство частных компаний, которые должны будут рисковать конкретными миллионами и миллиардами, чтобы ТАПИ стал не мифом, а реальностью. И хотя Туркменистан для поиска серьезных инвесторов намерен провести в самое ближайшее время три презентации проекта ТАПИ - в Нью Йорке (для североамериканских инвесторов), Лондоне (европейских) и Сингапуре (азиатских), веры в то, что этот проект вообще когда-нибудь будет осуществлен (при всех имеющихся на то благих намерениях) почти никакой.

А нужен ли туркменский газ Европе? И стоит ли городить «ТАПИ-огород» Индии?

И здесь наряду с весьма смутными перспективами для Туркменистана что транс-анатолийского газового проекта, к которому теоретически Ашхабад мог бы подключиться, и проекта ТАПИ стоило бы задуматься над самым главным - а так ли уж нужен туркменский газ сегодня и завтра что Европе, что Индии? И не будет ли «политическое насилие» превалировать здесь над совершенно нереальными бизнес-ожиданиями газовых поставок?

Что касается Европы, то очень даже не обязательно, что через 5-7 лет природный газ что из Туркменистана, что из Азербайджана будет так уж востребован на тамошних рынках. Газ Каспия будет дорогим, придется платить за его поставку, транзитные платежи, прокладывать дорогостоящие трубопроводы, и все ради чего? Ни Туркменистан, ни Азербайджан вкладывать в эти газопроводы особо ничего не намерены. Европа лишних миллиардов тоже не имеет сейчас, и вряд ли заимеет в ближайшем будущем. Турция покроет только свою часть газопровода, а Китай на подобные проекты (а деньги есть именно у него) ни юаня не даст.

Европа на сегодня уже обеспечивается газом российскими поставками, а также растущими закупками сжиженного газа из Катара и Алжира. А если принять во внимание разработку месторождений сланцевого газа, которая уже начата с участием американских энергетических компаний в целом ряде европейских государств, то спроса на туркменский газ в европейских масштабах может вообще не случиться.

В отношении будущего проекта ТАПИ кроме Индии его финансировать некому, и даже если провести десяток презентаций, заманивая иностранных инвесторов для оплаты прокладки этой трубы, вряд ли что серьезного из такой затеи выйдет. Сама же Индия с ее растущими чуть ли не ежемесячно потребностями в природном газе пока очень комфортно себя ощущает, получая газ из того же Катара, Австралии и Малайзии.

Брать на себя риски прокладки трубы через Афганистан (где спокойствия и мира, судя по всему, на обозримую перспективу не предвидется) и Пакистан (взаимное недоверие и враждебность между двумя странами по-прежнему существуют) индийский бизнес даже по указанию своего правительства вряд ли решится.

К тому же чисто политический подтекст прокладки проекта ТАПИ проталкивают американцы, что не особо нравится ни Пакистану, ни Индии (Туркменистан не против, он как раз на «американскую крышу» подобного проекта вполне согласен). Поэтому вероятность того, что и один, и другой проект по доставке природного газа из Туркменистана будет осуществлен, крайне невысока.

В этой связи куда выгоднее для Ашхабада не пускаться в ТАПИ-авантюру или надеяться на сооружение трубы под дном Каспия к берегам Азербайджана, а расширять свое сотрудничество с Китаем. Объемы газовых поставок в КНР из Туркменистана могут расти и дальше, причем если потребуется, то китайцы своими силами и за свои деньги (и презентаций по всему миру не надо) проложат и вторую, и третью ветку такого газопровода. Пекин даст Ашхабаду помимо всего прочего любой кредит - и не только на газовые проекты, но и на другие нужды, чего ни одна другая страна не сделает.

Так что реальные шансы для Туркменистана расширять свой газовый экспорт на ближайшую перспективу есть по сути дела только в китайском направлении. А поскольку труба из Туркменистана пойдет в Китай неизбежно через территории Узбекистана и Казахстана, то и Астане с Ташкентом от подобного сотрудничества неприменно перепадут неплохие дивиденты.

dn.kz

Предыдущая статьяТрахома в эпоху могущества и счастья | Хроника Туркменистана
Следующая статьяПрошлое, подсказанное будущим