CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Нурсултан Акбар! - Росбалт.ру

15 ноября 2012

Нурсултан Акбар!

Росбалт, 15/11/2012 14:52

Сбор заявок на перерегистрацию религиозных организаций в Казахстане истек. До конца ноября власти должны определить, какие из них будут запрещены. Но это вряд ли остановит радикальную исламизацию страны - у самой светской республики Средней Азии большие проблемы с идеологией. В сущности, ее попросту нет: есть лишь авторитет Нурсултана Назарбаева и страх перед последствиями его ухода.

Итоговый список религиозных общин, которые будут разрешены в Казахстане, до конца еще неизвестен. Под вопросом, например, деятельность мормонов: если бы в США победил на президентских выборах мормон Ромни, то их официальная Астана, скорее всего, разрешила бы, но теперь, после победы Обамы, видимо, запретит. Не блестящие перспективы ждут иеговистов. Хотя, например, церковь Рона Хаббарда в Казахстане уже давно официально запрещена - но улицы многих городов страны пестрят рекламой организаций, напрямую с ней связанных (например, прикрывающих свою миссионерскую деятельность борьбой с наркоманией). И не только на заборах, но и на больших билбордах.

Однако главный вопрос - насколько новый закон о религии поможет обуздать радикальные группы исламистов-салафитов.

Усиление активности радикального ислама в Казахстане отмечается повсеместно. "В прошлые годы салафиты были более активны в Западном Казахстане, где чувствовалось влияние салафитского движения в северокавказских республиках России. Но сейчас они распространились по всей территории РК", - полагает эксперт центра "Мемориал" Виталий Пономарев, давно занимающийся изучением деятельности исламистов в СНГ.

В правоте этого вывода можно убедиться, почитав казахстанскую криминальную хронику. Если раньше местные салафиты ограничивались отправкой добровольцев на Северный Кавказ помогать воюющим в подполье "братьям по вере", то теперь они взялись за оружие дома. Теракты в 2011-2012 году произошли в городах Актобе, Атырау, Астана, Алматы, Тараз. Несколько взрывов подряд в Атырау в 2011 -2012 годах. Взорваны отдел МВД, департамент местного отделения национальной безопасности. Ответственность за взрывы взяла на себя джихадистская группа под названием "Солдаты Халифата".

Власти ответили усилением репрессий. Только с начала 2012 года в Казахстане проведено пять крупных антитеррористических операций с использованием военных и бойцов спецподразделений. 24 мая 2011 года взрыв автомобиля у здания СИЗО в Алма-Ате, 2 человека погибли. 30 июня 2011 года убиты двое полицейский в селе Шубарши. Поимка убийц вылилась в широкомасштабную операцию с использованием вертолетов и бронетехники. 11 июля поселок Кенкияк убит полицейский. В перестрелке убито 9 членов вооруженных джихадистов. По данным казахстанских правозащитников, в прошлом году только в Атырау, пережившем несколько терактов, число арестованных перевалило за сотню.

Но подполье все еще не разгромлено. Более того, оказавшись в исправительных лагерях, салафиты умудряются и там усиливать свое влияние.

"Когда я сидел в колонии, то смог "обратить в свою веру" только одного заключенного, - рассказывает казахстанский оппозиционный журналист Сергей Дуванов. - А ваххабит, сидевший в том же лагере, сумел за это время убедить более двадцати человек. Эти люди с криминальным прошлым разительно менялись. Например, под влиянием проповеди переставали употреблять наркотики. Но в какую зависимость они попадали, избавившись от наркотической? Когда я спорил с их духовным наставником о свободе и прочем, мои аргументы они вообще не воспринимали, это для них было пустым звуком".

Усиление влияния радикального ислама в Казахстане связано с социальными процессами, протекающими в этой стране. Значительные массы казахской молодежи, не находящей работы в деревне, переселяются в город, где пополняют ряды маргиналов, перебиваясь случайными заработками. Вокруг больших городов они образуют целые "поселки", арендуя вскладчину дачные дома. Не оправдавшиеся надежды на легкую и богатую жизнь толкают кого-то на криминальный путь, а кто-то попадает под влияние салафитов.

С другой стороны, в Казахстане резко меняется национальная ситуация: при сохранении "советской" численности населения в 16 миллионов человек количество жителей "титульной" нации уже существенно больше всех остальных (свыше 63% граждан страны). Такое изменение национального состава связано не только с эмиграцией русскоязычного населения, но и с массовым приездом на родину так называемых оралманов - переселившихся на родину после крушения СССР представителей казахской диаспоры из Монголии, Пакистана, Афганистана и т.п: Многие из них оказываются гораздо более исламизированными, чем коренные жители, которые воспитывались в достаточно толерантном казахстанском обществе. Эта пропорция продолжает меняться в сторону "этнических мусульман", что дает радикалам дополнительные возможности для проповеди.

Стремясь освоить новые методы идеологического противостояния, казахстанские власти подготовили, как предполагает оппозиционная пресса, размещенные этой осенью на Youtube несколько роликов от имени некого нового молодежного движения "Тенгри-ультрас". В этих роликах анонимные авторы обрушивались на радикальных исламистов. Тенгрианство (культ бесконечного неба-тенгри) господствовало у жителей Великой степи до принятия ислама. Естественно, многие заинтересовались роликами "неоязычников".

Однако в итоговом ролике его авторы вдруг разоблачили и тенгрианство, как религию, не родную и не органичную для казахов. Цели привлечь к себе внимание мистификаторы достигли. Но после отрицания тенгрианства молодежи нужно было предложить какую-то альтернативную идеологию - а с этим авторы роликов не справились, ограничившись невнятным бормотанием о том, что молодежь сама должна искать какую-то "истину" непонятно где.

Сможет ли казахстанская власть эффективно противостоять религиозному экстремизму, пока не ясно. Дело в том, что перед Нурсултаном Назарбаевым остро стоит вопрос транзита власти, а преемник, судя по всему, еще не выбран. И это усиливает неопределенность на всех уровнях казахстанского общества. Идеологической альтернативы радикальному исламу также нет, поскольку риторика салафитских проповедников во многом строится на осуждении пропасти между богатыми и бедными и падения нравов.

Очевидная неправедность представителей власти выливается в массовую нелояльность граждан: они не желают помогать чиновникам в борьбе с радикальными исламистами. Не потому, что одобряют их деятельность - наоборот. Просто никто в Казахстане не может быть уверен в том, что продажный и трусливый чиновник не продаст его тем же салафитам. Ведь сплошь и рядом чиновники за небольшую мзду закрывают глаза не только на подпольные мечети, но и на что угодно.

Александр Шахназаров

rosbalt.ru

Предыдущая статьяАшхабад и через десять лет боится правды о "покушении" на туркменбаши | Туркмения | DW.DE | 15.11.2012
Следующая статьяБорьба за Центральную Азию - Столетие.RU