В то время как в мировом экспертном сооществе набирает обороты переоценка подписанных в Женеве промежуточных договоренностей между ИРИ и странами "шестерки", власти Ирана всеми силами демонстрируют стремление эти соглашения старательно выполнить. По последним сообщениям, Иран пригласил инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) посетить исследовательский центр в городе Арак, где производится тяжелая вода для ядерных реакторов. Представители агентства прибудут туда 8 декабря, объявил гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано. Предоставление доступа международных специалистов на этот объект прописано в рамочном соглашении МАГАТЭ с Ираном, заключенным в начале ноября, уточняет ИТАР-ТАСС. Позднее, 24 ноября в Женеве Иран и "шестерка" международных посредников после длительных переговоров пришли к соглашению и утвердили план действий, направленный на снятие напряженности вокруг ядерной программы Тегерана.
Согласованный в Женеве промежуточный документ предусматривает сокращение иранской ядерной программы в обмен на значительное облегчение режима международных санкций. Иран обещал не обогащать уран выше уровня 5%, а также обязался в течение полугода "размыть" весь обогащенный до 20% уран (около 200 кг, по оценке госсекретаря США Джона Керри) до отметки ниже 5%. Кроме того, на ближайшие полгода Иран должен остановить строительство реактора на тяжелой воде в Араке, на котором было бы возможным производство плутония.
Также Тегеран дал согласие на постоянный контроль своих ядерных объектов, включая заводы в Натанзе и Фордо, инспекторами МАГАТЭ. Кроме того, Иран согласился отказаться от использования продвинутых центрифуг и строительства новых объектов по обогащению урана, а заодно прекратить процессы, необходимые для выделения плутония. Кроме того, согласно женевским договоренностям, Иран на полгода приостанавливает работы по строительству ядерного реактора на тяжелой воде в Араке, для которого и производится тяжелая вода (эксперты опасаются, что в результате отработки ядерного топлива на таких реакторах производится плутоний, который Иран может использовать для создания ядерного оружия).
Однако, несмотря на успех женевских переговоров и заявление Ирана о приглашении инспекторов в Арак, Амано признал, что МАГАТЭ по-прежнему не в состоянии верифицировать незадекларированную активность Ирана в ядерной сфере. "Агентство продолжает проверку непереключения ядерного материала, находящегося под гарантиями. Но мы не в состоянии с абсолютной уверенностью заявить об отсутствии незадекларированного ядерного материала и деятельности в Иране и, как следствие, сделать вывод, что весь ядерный материал в Иране используется в мирных целях", - подчеркнул он, выступая на заседании Совета управляющих МАГАТЭ в Вене 28 ноября. Как уведомил Амано, МАГАТЭ в настоящее время "ищет пути, как в практической плоскости осуществить меры", заложенные в женевском соглашении. "Этот анализ займет некоторое время, я проинформирую Совет, как только мы завершим соответствующий анализ", - заверил руководитель агентства.
Формально заключенные в Женеве договоренности никоим образом не касаются еще одного иранского ядерного объекта - Бушерской АЭС. Напомним: строительство первой иранской атомной электростанции в Бушере началось еще во времена шаха Мохаммеда Резы Пехлеви и продолжалось более 30 лет. Бушерская АЭС работает под плотным международным контролем, отработанное ядерное топливо из Ирана вывозится - словом, Бушерская АЭС особой тревоги у мирового экспертного сообщества не вызывает. А в Иране говорят о ее расширении. Так, глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи в интервью агентству Тасним объявил, что между Ираном и Россией ведутся "технические переговоры" относительно строительства нового блока АЭС в Бушере, и выразил надежду, что уже в скором времени эти переговоры успешно завершатся, и начнется практическая реализация проекта.
Однако на фоне обсуждения женевских договоренностей мир вынужден был вспомнить о другой опасности, имеющей прямое отношение к ядерным программам ИРИ - сейсмической.
Как стало известно в ночь на 29 ноября, на юго-востоке Ирана произошло сильное землетрясение. Согласно последним данным, эпицентр подземных толчков находился в 14 км от города Боразжан и примерно в 60 км от АЭС "Бушер". Жертвами землетрясения магнитудой 5,7 в Иране стали восемь человек, еще 59 пострадали. "Количество жертв может возрасти", - цитирует агентство слова главы Организации кризисного управления Ирана Хасана Гадами.Сообщается, что землетрясение ощущалось во всех регионах провинции. В населенных пунктах напуганные жители выбежали на улицы. По предварительным данным, многие дома получили повреждения. Города Даштестан и Боразджан остались без электричества, пострадали линии телефонной связи и другая инфраструктура. В настоящее время в эти города и расположенные рядом населенные пункты направлены группы спасателей и экспертов. Все соответствующие структуры находятся в состоянии повышенной готовности.
Однако на фоне понятного сочувствия и соболезнования трагические новости о землетрясении в Бушере заставляют вспомнить и о предупреждениях ученых, что Бушерская АЭС расположена в сейсмоопасной зоне. Что уже делает ее потенциальным очагом "иранского Чернобыля".
В мае 2011 года MIGnews со ссылкой на британскую The Daily Telegraph сообщил о том, что иранские сейсмологи составили секретный доклад для правительства, где предупредили о "реальной опасности" мощного землетрясения в районе ядерного реактора в Бушере. По мнению ученых, "сейсмическая опасность в Иране может воссоздать сцену катастрофы, подобной той, что мы наблюдаем в результате землетрясения в районе японского ядерного реактора в Фукусиме". Эксперты МАГАТЭ в Вене, однако, утверждают, что правительство страны проингнорировало выводы доклада, и чиновники с удвоенной энергией продолжали настаивать на немедленном вводе реактора в Бушере в действие (и, добавим от себя, добились своего). А тогдашний президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад выразил уверенность в том, что повторение японской трагедии строящейся в Исламской Республике российскими специалистами Бушерской АЭС не угрожает.
Излишним благодушием в Иране, впрочем, страдали не все. Уже в октябре того же 2011 года последовали новые тревожные сигналы. Первая АЭС, построенная в Иране, небезопасна по самой своей конструкции, излагала The Times документ, приписываемый "некому бывшему сотруднику юридического отдела Иранской организации атомной энергии". Согласно документу, весьма вероятно, что на реакторе в Бушере произойдет ядерная катастрофа. Газета сообщает, что получила документ от неназванного "источника, который заслуживает уважения".
В документе утверждалось, что Бушерская АЭС построена "второразрядными инженерами", которые пытались совместить российское и немецкое оборудование разных времен; что АЭС находится в одной из самых сейсмически опасных зон мира и не сможет выдержать крупного землетрясения; что серьезная программа обучения персонала и планы на случай аварий отсутствуют.
"Подлинность документа подтвердить невозможно, но специалисты-атомщики не видят причин сомневаться в его содержании", - говорится в статье. Вдобавок Иран - единственная страна, которая имеет АЭС, но не состоит в Конвенции о ядерной безопасности.
Первоначально Бушерскую АЭС строила, но так и не достроила немецкая Kraftwerk Union, напоминала газета. Реакторы сильно пострадали во время ирано-иракской войны. В 1990-е годы иранский режим возродил проект, на сей раз силами российских инженеров. Те хотели начать с нуля, но иранцы настояли на использовании того, что успели построили немцы, указывало издание. "Пришлось переделывать сооружения, возведенные для вертикального немецкого реактора, под горизонтальный российский реактор - это беспрецедентная операция. Имелось 80 тыс. единиц немецкого оборудования, но многое заржавело или устарело, инструкции и документация потерялись", - повествовало издание. Согласно документу, российские детали рассчитаны по менее жестким стандартам, чем немецкие, а в Бушере они подвергаются непредвиденным стрессам. В документе также указывалось: "Многие работы, необходимые для Бушера, выше компетенции российских инженеров-консультантов", которые относятся к этому проекту "как к отдыху".
Таким образом, ситуация на Бушерской АЭС более всего напоминает положение, сложившееся на другой печально известной атомной электростанции - Мецаморской. Армянская АЭС тоже расположена в сейсмоопасной зоне, и надежность ее оборудования также вызывает вопросы. Соседние страны такое соседство заметно беспокоит, Евросоюз требует эту АЭС закрыть, но Армения в ответ ссылается на свою "энергетическую уязвимость" и т.д., в результате чего АЭС близ "спящего" вулкана Алагез (Арагац) продолжает действовать, а ядерное топливо для нее доставляется в гражданский аэропорт "Звартноц" обычными авиарейсами. Ирану, в отличие от Армении, по поводу своей энергетической безопасности тревожиться вряд ли стоит. И остается только надеяться, что землетрясение близ Бушерской АЭС заставит мировое сообщество, не говоря о самом Иране, задуматься о потенциальной опасности "иранского Чернобыля".