С начала 2012 года, больше чем 50 таджикских джихадистов погибли в сирийском конфликте, согласно заявлению правительства Таджикистана.
Более 200 таджикистанцев сражаются бок о бок с повстанцами в Сирии, по последним официальным данным Таджикистана. Пятьдесят были убиты во время сирийской войны, согласно данным правительства.
Еще в июне правительство подтвердило только пять случаев смерти граждан таджикистана в Сирии и вело расследование сообщений о шестом.
«Мы в основном собираем информацию из уст друзей соседей,а также через социальные сети, - сказал Анвар Ализода, глава аппарата Министерства внутренних дел. - В основном, друзья узнают о том, что их знакомый находится в Сирии, и/или если кто-то из них погиб».
Статистика принуждает наблюдателей искать объяснения.
«Цифры ... - ужасающие, - сказал Саидахмад Каландаров, глава исследовательского центра «Сипехр». - Туда едут отчаявшиеся люди, которые воевали [на стороне] объединенной оппозиции, [в гражданской войне] в 90-х годах в Таджикистане, или которые обвиняются в преступлениях в Таджикистане, а также религиозные фанаты и малообразованные люди. И все они осуществляют так называемый "джихад" ради денег».
Правительство пытается подавить соблазн войны Правительство намерено уничтожить любой соблазн войны. В июле власти заявили, что участие в зарубежных войнах будет наказывться тюремным заключением от 12 до 20 лет. Они также предлагают амнистию боевикам, которые добровольно возвращаются в Таджикистан и сдаются властям, если они не совершали других преступлений.
Суды Таджикистана уже за работой
«В настоящее время возбуждены уголовные дела по ст. 187 ("об Организации преступного сообщества") ... в отношении 19 человек, - сказал министр внутренних дел Таджикистана Рамазон Рахимзода, - ... которые [предположительно] завербовали других граждан Таджикистана для участия в боевых действиях».
Между тем, муфтият Таджикистана объявил участие в зарубежных войнах «тяжким грехом» и призвал таджикистанцев сохранять мир.
Но остаются нерешенные проблемы
«Очень тяжело найти их базы и определить, кто воевал, а кто не воевал за пределами Таджикистана, - сказал Фаридун Ходизода, эксперт по религиозным вопросам, о боевиках. - Нужно проводить профилактику, что бы не бороться с последствиями, а бороться с предпосылками».
Хроники войны Пресса и СМИ ведут хронику войны и судьбы таджикистанцев тоже отражены в ней.
Один из джихадистов, 25-летний мужчина из Душанбе, чье настоящее имя Ахтам Олимов, в октябре появился на арабском телеканале Al Bilad News. Во время показа, он называл себя Олимом Юсуф Махмадшарифом.
«Мы приехали в Сирию для джихада, когда нам сказали, что они намерены создать Исламское государство, - сказал он на телевидении. - ... человек, которого звали Абдулвалид через Турцию переправил нас в Сирию [в тренировочный лагерь]. ... Было много кавказцев и арабов. В Сирии нас учили обращаться с оружием».
Сказанное им противоречит тому, что он сказал своим родителям в марте: что он собирается за границу для работы.
«Он говорил, что заработает денег, купит машину, женится», - сказала Хосият Тохирова, мать Ахтама, вспоминая его последний контакт со своей семьей.
Его родители наняли адвоката и собираются отправить его в Ирак, чтобы попытаться убедить своего сына вернуться домой.
Надин Бахром